Понятия «правых» и «левых» в отношении политики появились во Франции в последние десять лет 18 века. Там тогда происходила революция: была упразднена монархия, а республика победила. С тех пор прошло более 200 лет. За это время на термины «правые» и «левые» напластовалось очень много смыслов, просто потому что менялся и усложнялся мир. К тому же они везде стали общими, но, как это обычно бывает, каждый применительно к своей стране с её уникальной политической ситуацией употреблял эти понятия по-своему, поэтому всё быстро смешалось.
Таким образом, не стоит относиться к этим слова слишком серьёзно. Сегодня смысл их сильно размыт, и он будет размываться и дальше. Если хотите указать какую-то идеологическую позицию, лучше не говорить «левый» или «правый», говорите конкретнее «либерал такого-то толка», «националист», опять же, с каким-то оговорками, если они требуются и т.д.
Коротко о том, как всё начиналось.
Как было сказано, понятия «левые» и «правые» появляются во время революции, со всеми вытекающими. Во время любой революции всегда есть силы, которые её подгоняют и говорят: «Давайте ещё радикальнее, давайте ещё круче». И есть силы, которые, либо ей противятся, однозначно считая злом, либо, по крайней мере, говорят: «Давайте не так быстро, потому что на такой скорости можно разбиться».
До революции во Франции была абсолютная монархия. Общество было довольно жёстко иерархизировано, социальные лифты не работали: если вы рождались крестьянином, то у вас было мало шансов умереть кем-то другим, главой Франции стать бы точно не получилось; прав и свобод было очень мало, подавляющее большинство населения было полностью отрезано от участия в политической жизни, в руках короля была сосредоточена вся власть, у духовенства и дворянства были привилегии.
В этой ситуации радикалами были те, кто выступал за полное упразднение монархии и создание нового общества на принципиально иных началах. Все подобные силы стали называть «левыми», просто потому что в парламенте люди с такими взглядами сидели слева. Если бы они сидели справа, то мы бы называли их «правыми», но история сложилась вот так. Традиционно к левым относят людей, которые считают, что настоящее ужасно, очень несправедливо, жить так больше нельзя и нужно всё менять, разумеется, к лучшему. В то же время более умеренные люди не хотели порывать с прошлым так резко и кардинально, они выступали за конституционную монархию. Эти силы стали называть «правыми», опять же, только потому, что в парламенте они сидели справа. Традиционно к «правым» относят идеологии, которые выступают либо за сохранение существующего порядка, либо за постепенное, аккуратное его реформирование. Часто «правые» говорят о важности семьи, религии, нации, армии и государства.
Первыми тремя идеологиями считаются либерализм, консерватизм и социализм. Либерализм начинает оформляться задолго до Французской революции, но мы не будем углубляться в историю и останемся в последнем десятилетие 18 века. Для того времени либеральные идеи т.е. введение широких прав и свобод, отмена всех привилегий и сословий воспринимались как очень дерзкие. Либералы считались радикалами и сидели слева. Консерватизм возникает как оппозиция подобным идея, поэтому консерваторы становятся «правыми», они сидят справа.
Либералы перестают восприниматься как радикалы только ближе к середине 19 века. Это происходит по естественным причинам. К этому времени либерализм завоёвывает множество сторонников в самых разных странах. Либеральные идеи для многих становятся нормой, а либерализм становится идеологией центристской, т.е. умеренной, не впадающей ни в какие крайности. «Левым» становится социализм, который призывает не только к политическому, но и экономическому равенству. Социалисты говорят, что трудовой народ задавлен: он больше всех работой, а ничего не имеет. Задавали его монархи, аристократы и капиталисты. Для последних эти откровения звучат весьма тревожно. Но дальше происходят ещё более страшные вещи, потому что в 48 году на свет появляется «Манифест Коммунистической партии», в котором молодой Карл Маркс говорит о надвигающейся, абсолютно неизбежной революции рабочих, которые уничтожат частную собственность и сделают всё общим. Коммунисты предлагают идеи, на фоне которых социализм уже не кажется таким уж радикальным, поэтому коммунистов относят к крайне левым идеологиям.
В это же время, в 19 веке, окончательно оформляется и становится значимой идеологической силой национализм. С точки зрения национализма, нация — это наивысшая ценность, именно на её основе должно строиться государство, которое будет называться национальным, а не каким-то другим. Народ в таком государстве является единственным законным источником политической власти, и народ этот нужно направлять к объединению, несмотря на все классовые и любые другие различия, потому что нация едина. Национализм — это правая идеология.
Также в 19 веке появляется анархизм, который считает, что человеческая свобода — это высшая ценность, а государство, по своей сути являясь инструментом насилия и принуждения, всегда эту свободу ущемляет. Поэтому анархисты выступают за ликвидацию государства и устройство общества на принципах самоуправления и взаимопомощи. Анархисты традиционно считаются крайне левыми, но возможны варианты.
Таким был 19 век. В нём о себе заявили: либерализм, консерватизм, социализм, коммунизм, национализм и анархизм. Дальше наступает век 20, и всё становится ещё интереснее. Но об этом в следующий раз.