Найти тему
СберПро

Параллельный импорт. Что поменялось и как это влияет на бизнес

Оглавление

Расскажем, как в целом развивается параллельный импорт в России и что изменилось в этом направлении в последнее время

Почему параллельный импорт стал возможен в России

Параллельный импорт — ввоз оригинальных товаров в страну без согласия правообладателя. То есть после того, как маркированный товар ввели в оборот, правообладатель не может его контролировать.

С 2002 года ввозить товары на территорию РФ без согласия правообладателя было запрещено. Однако в марте 2022 года ситуация изменилась. Решение было обосновано уходом с российского рынка многих зарубежных компаний либо приостановкой поставок товаров из-за рубежа.

Параллельный импорт направлен только на те ниши, где российским производителям требуется больше времени для обеспечения потребностей как промышленных предприятий, так и конечных потребителей. Поэтому механизм не распространяется на сектора экономики, в которых российские производители или компании из дружественных стран удовлетворяют внутренний спрос.

Перечень разрешённой к параллельному импорту продукции определён в апреле 2022 года и уже много раз дополнялся. За два года (2022—2023) объём параллельного импорта достиг 70 млрд долларов.

А что сейчас?

Минпромторг России постоянно мониторит ситуацию на российском рынке, актуализируя перечень разрешённых для параллельного импорта товаров. К примеру, в феврале 2024 года вышел приказ, актуализирующий перечень. Он был дополнен продукцией, используемой в горнодобывающей промышленности (Dewalt, Epiroc, Husqvarna), а также насосами, вентиляторами и компрессорами (Soler & Palau, Vortice, Air System). Помимо этого, в список вошли дополнительные исключения для косметики, парфюмерии и одежды.

Однако в целом можно говорить о тренде на сокращение перечня по мере того, как иностранные товары замещаются российскими брендами.

Также 1 апреля 2024 года на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) запустили единую систему управления рисками. Это комплекс мер, направленных на исключение притока в Россию иномарок, растаможенных по льготным схемам. Таким образом власти надеются заблокировать поток серого импорта, увеличить таможенные сборы и снизить конкуренцию для автомобилей российской сборки. Новый документ касается как тех, кто уже растаможил машину по заниженным ставкам и зарегистрировал её в России, так и тех, кто планировал сделать это в ближайшее время.

Инициатива позволит решить проблему беспрепятственного пересечения территории России автомобилей, растаможенных по национальным требованиям Казахстана, Киргизии, Армении и Беларуси, вследствие чего удавалось существенно занижать стоимость машины и, соответственно, пошлины, чем и пользовались многие участники рынка.

В последнее время главным хабом серого импорта стали:
• Киргизия (8% импорта);
• Казахстан (6%);
• Беларусь (2%);
• Армения (1%).
Остальные 80% — это прямой импорт из Китая, как официальный, так и параллельный.

Законодательная инициатива в целом поддерживает логику последних месяцев, направленную на ужесточение правил параллельного импорта.

Новые горизонты

Перспективными направлениями параллельного импорта, помимо традиционных партнёров вроде государств ЕАЭС и СНГ, могут стать развивающиеся государства, например страны Африки, Латинской Америки, Азии, среди которых ОАЭ, Египет, Бразилия, Малайзия и др.

Так, за последнее время товарооборот Египта с Россией вырос за счёт электротехники. Из Сенегала российские компании возят строительную технику. Каналами импорта могут стать такие страны, как ЮАР, Мозамбик, возможно, Танзания и Ангола.

Отдельного внимания заслуживает Китай, откуда ввозится большая часть новых автомобилей. С этой точки зрения интересны также рынки Ирана и Индии. Так, ещё в 2023 году начались продажи иранских машин. В ближайшем будущем в России могут появиться седаны Iran Khodro (IKCO). Ранее власти Ирана подписали с РФ меморандум об экспорте своих машин на 300 млн долларов. При этом иранский автопром рассчитывает не только поставлять автомобили, но и собирать их на российских конвейерах.

Кроме того, в 2023 году в РФ по параллельному импорту из Индии привезли семиместный минивэн Suzuki Ertiga второго поколения. В будущем на российский рынок могут войти и другие бренды.

Перспективы параллельного импорта

Параллельный импорт может повлиять на экономику как положительно, так и отрицательно.

Среди плюсов:

  • сохранение структуры рынка, в том числе в сфере фармацевтики, машиностроения и др.;
  • предоставление промышленности необходимых ресурсов для бесперебойной работы;
  • сохранения производств, зависящих от внешних поставок;
  • поддержка отраслей, где полное импортозамещение невозможно;
  • увеличение конкуренции и сдерживание цены на многие товары благодаря расширению ввозимого ассортимента.

Кроме того, параллельный импорт — это перспективная ниша для среднего бизнеса в качестве импортёра. Раньше войти в эту сферу у средних компаний не было возможности: правообладатели либо сотрудничали с крупными компаниями, либо развивали собственный бизнес в РФ.

Однако есть и негативные последствия:

  • рост объёмов контрафактной продукции;
  • снижение вероятности возвращения многих зарубежных брендов;
  • риск ухода с рынка тех правообладателей, которые остались в России, но столкнулись с конкуренцией с параллельными импортёрами;
  • уход с рынка официальных поставщиков иностранной продукции.

Именно поэтому Минпромторг России совместно с другими ведомствами продолжает проводить мониторинг ситуации с импортными поставками и при необходимости изменять перечень товаров, которые могут быть использованы для параллельного импорта.

О том, как российский бизнес справляется с задачей импортозамещения, читайте тут:
Урожай будущего. Как в России идёт импортозамещение семян
Рост на субстанциях. Как российская фарма борется с сокращением ассортимента
Курс на импортозамещение. Как аналитика больших данных помогает бизнесу в период перемен
Формула импортозамещения. Как восстанавливается рынок полимеров в России

#Бизнес #ВЭД #Торговля