Эмиль Галле – художник, соединивший стекло и ботанику, чьи вазы восхищали семью последнего русского императора.
Известно, что супруга императора Николая II Александра Федоровна однажды заказала для своих покоев стол, который должен был гармонировать с одной-единственной вазой, особенной вазой - из многослойного стекла, с изображением клематиса. Эту вазу создал загадочный художник и изобретатель, родившийся и работавший во французском городке Нанси – Эмиль Галле.
Девятнадцатый век в европейском искусстве был безумным смешением романтизма, античности и исторических стилей. Художники того времени были увлечены поисками новых образов, новых источников вдохновения, обращаясь то к образам древности, то к искусству экзотических стран. Они стремились уйти от академической живописи и скульптуры и принести красоту в дома своих сограждан, создавая эстетичные предметы быта. Так зарождался стиль модерн.
Отец Эмиля Галле был успешным предпринимателем – держал стекольную мастерскую. С самого детства было понятно, что Эмиль продолжит семейное дело. Отец отправил его учиться стекольному делу в Веймар.
Но у Эмиля не было времени для долгих изысканий. Ему было двадцать восемь лет, когда отец умер, и управление мастерской полностью перешло в его руки.
Мастерская приносила стабильный доход, жизнь шла своим чередом. Налаженные технологии производства позволяли обеспечить все слои населения качественным стеклом и керамикой. Однако Галле не давала покоя одна мысль.
С юных лет он глубоко интересовался ботаникой. Разнообразие форм растительного мира поражало его, а изменчивость – завораживала. Больше всего он любил лилии, орхидеи и клематисы – изысканные, декадентские. Он долгие годы зарисовывал листья и бутоны прежде, чем понял, как совместить цветок и стекло.
Стекло - твердо, но податливо, его прозрачность позволяет создавать сложные цветовые и фактурные эффекты. Этот материал как нельзя лучше подходил для того, чтобы сохранить быстротечную красоту мира флоры.
Так Галле начал использовать в стеклоделии не только образы природы, но и технологические приемы, основанные на усилении тех свойств стекла, которые раньше приводили к дефектам. Он вводил в фактуру фольгу, воздух, создавал нарочитые трещинки, стремясь добиться новых художественных эффектов. Количество добавок и смесей для отдельного изделия могло достигать сотни – фольга, пигменты, кислоты…
Из окрашенных фрагментов собиралась единая картина,
Галле использовал многослойное стекло, обрабатывал слои различными красителями, кислотой и резьбой, пытался сымитировать фактуру и прозрачность поделочных камней. Эту технику он позаимствовал у японцев, довел до совершенства и представил ошеломленной европейской публике.
Также он изобрел технику «лунного света» - подкрашивал стекло кобальтом.
Он первым начал производить стеклянные разрисованные светильники, используя в своем творчестве еще одну новую технологию – электричество.
В 1884 году Галле решил отдать дань современным поэтам и выпустил серию «говорящих ваз» с цитатами из Ф.Вийона, Ш.Бодлера, С.Малларме, П.Верлена.
После четырех лет экспериментов на парижской выставке в 1878-м году его работы получили Гран-при, а сам художник – орден Почётного Легиона.
Вазы Галле были доступны не только богачам, но и представителям среднего класса – производство разделялось на три линии, каждая из которых соответствовала тому или иному классу потребителей. Самые роскошные предметы Галле создавал собственноручно.
Он умер в возрасте пятидесяти восьми лет, успев совершить еще одно большое и важное дело – основать школу искусств в родном городе Нанси. Многие его работы хранятся именно там – как память о великом ученом, художнике и человеке Эмиле Галле.