Найти тему

Должна ли жена бояться своего мужа?

Несмотря на то, что ответ на этот вопрос был дан тысячу раз, часто задают вопрос, почему святой Павел так провокационен в своем послании к Ефесянам, которое читается на брачном богослужении. Он говорит: а жена да боится мужа своего, и что она должна считать его главой. Неужели в наше время отношения между супругами должны пониматься в терминах страха и подчинения? Ответ, конечно, прост, и, как нам кажется, ни один человек с добрыми намерениями не усомнится в этом, особенно когда в том же самом послании говорится о равноправных и взаимовыгодных отношениях между супругами.

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души


Прежде всего, страх, о котором идет речь, не следует понимать в его современном смысле - как ужас или смятение перед неизвестностью и опасностью. Речь идет об уважении, которое женщина должна испытывать к мужу (одно из значений слова бояться - почитать), уважении, которое, по словам апостола Павла, порождается безграничной любовью мужа к своей жене. Даже при поверхностном взгляде на это чтение видно, что в основном речь идет об отношении мужа к жене, которую он должен воспринимать не как нечто иное и независимое от себя, а как частицу себя, как свое собственное я, свое собственное тело, подобно тому как Адам выразил свое благоговение перед Творцом, когда тот привел ему жену: Это кость от костей моих и плоть от плоти моей. Сам Господь впоследствии интерпретировал эту реальность, сказав: не два человека, но один человек; и уже не двое вы, но одна плоть. Святой Павел говорит, что, учитывая такое отношение мужа к ней с удивлением и любовью, жена должна относиться к нему с уважением и благоговением.

Апостол Павел
Апостол Павел

С другой стороны, первенство, которое Павел, по-видимому, отдает мужу - ведь он называет его главой жены, - следует понимать как первенство в служении и любви, а не во власти. Потому что, как объясняет апостол, символом отношений между мужем и женой является Христос и Церковь: Это глубокая тайна, но я говорю о Христе и Церкви. Как Христос является главой Церкви, потому что Он пожертвовал Собой ради нее, так и муж является или призван быть главой жены. Поэтому он должен быть первым, жертвуя собой ради нее. Святитель Иоанн Златоуст говорит по этому поводу: Хочешь ли, чтобы жена повиновалась тебе, муж, как Церковь повинуется Христу? Тогда заботься о ней так, как Христос заботится о Церкви. Что бы это ни означало - отдать душу за жену, или быть тысячу раз раненным, или терпеть и переносить все, что может выпасть на твою долю, - не избегай этого. И даже если вы все это перенесете, это все равно не сравнится с тем, что сделал Христос (Гомилия XX на Послание к Ефесянам).

Без этого понимания все искажается и понимается неправильно. И эти заблуждения часто принимаются намеренно, чтобы посеять раздор.