Сначала убранство церкви было абстрактным. Иконы с изображением ликов святых отсутствовали. Император Василий I реставрировал изображения в церкви Сергия и Вакха. Создавались иконы и предметы для литургии.
Иконоборцы упорно стирали иконы. Это закончилось после императора Феофила.
В январе 869 года в Константинополе произошло сильное землетрясение. Многие дворцы и храмы столицы были разрушены. Церковь Сергия и Вакха устояла.
Стены церкви Сергия и Вакха были облицованы мрамором редких расцветок, своды покрывала золотая мозаика.
Вот что там написано:
В 1506 году османы решили преобразовать церковь в мечеть. Мраморная облицовка стен была сорвана, стены оштукатурили и покрасили.
До брака с Юстинианом Феодора имела богатое прошлое.
Как утверждал Прокопий (Прокопий Кесарийский. Тайная история). Совсем молодой Феодора стала гетерой. Вместе с сестрами она участвовала в представлениях мимов (цитата):
Она как профессиональная куртизанка, умела развлекать и очаровывать мужчин. Ее брак с Юстинианом, был браком по любви.
527 год был годам воцарения Юстиниана. Августа Феодора стала его соправителницей.
Как видим, ничего нового. История повторяется . В VI веке в Византии проститутка стала Августой. Сегодня порно-звезда является членом парламента Италии.
Выше на трех фотографиях показано состояние церкви яяясергия и Бахуса в конце 1990-х годов. Церговь разрушалась. Чтобы спасти уникальный памятние понадобилось вмешательство международных организаций.
Церковь Сергия и Вакха была продолжением власти Феодоры. В церкви Сергия и Вакха над нефом были галереи. Феодора пристроила к ним сои личные покои. Здесь она принимала гостей и прятала своих любимых монахов-монофизитов и епископов.
Юстиниан был последователем халкидонской веры, Феодора же покровительствовал монофизитам. В ее дворце жили монофизиты.
Под влиянием Феодоры монофизит Анфим был выбран патриархом Константинополя.
Поснов М. Э. История Христианской Церкви Архивная копия от 15 августа 2010 на Wayback Machine (цитата):
В 387 году патриарх Ефрем, ярый противник монофизитов, спровоцировал антиналоговое восстание в Антиохии, Феодора позвала в Константинополь восемь епископов –монофизитов и поселила их во дворце Ормизда. В церкви им было разрешено проводить свои богослужения.
Церковь Сергия и Вакха и базилика Петра и Павла представляли собой двойное святилище.
Оно имело общий атриум и непрерывный притвор. Оба храма были одного и того же размера. При их строительстве применялись похожие по богатству материалы. Они были одним из главных украшений города и дворца. Но они и отличались друг от друга как отличается купольная церковь от базилики.
George, Walter S. BYZANTINE CHURCHES IN CONSTANTINOPLE, p.64 (цитата):
Чтобы войти в церковь надо спуститься на несколько ступеней, потому что уровень пола церкви почти на метр ниже современного уровня поверхности двора.
Нижние стены храма были облицованы мрамором редких цветов. На сводах была простая золотая мозаика. Это усиливало освещение всей церкви.
Свежести и яркости придают полихромные колонны из светлого мрамора. Даже сегодня интерьер церкви Сергия и Вакха напоминает интерьер залов Большого дворца VI века.
В XIX веке у стен церкви была проложена железная дорога по которой ходил восточный экспресс, упоминавшийся в детективе Агаты Кристи. Экспресс был тяжелый, но вибрация не обрушила своды церкви. С фасада падали кирпичи и камни при движении поездов и в стенах образовывались дыры.
Судя по всему проектировщикам было наплевать на то, что железнодорожные пути пойдут непосредственно через части дворца Буколеон, Большого дворца и Манганы. При строительстве разрушили фундамент апсиды церкви Святого Георгия Манганского.
Относительно базилики Петра и Павла возникает несколько вопросов. Сенатор Фест, посетив Константинополь в 499 году очень удивился, что в Городе нет ни одного святилища, посвященного апостолам Петру и Павлу. Ведь эти святые самые почитаемые в западной Церкви.
В 519 году представитель папы Римского в Константинополе написал: (цитата)
В базилике апостолов Петра и Павла находились религиозные реликвии: звенья цепи, связывавшие апостолов Петра и Павла и часть колосников, на которых был сожжен Святой Лаврентий.
Этими реликвиями Юстиниан хотел прославить церковь Сергия и Вакха. В том же году папа удовлетворил эту просьбу.
Это фотография сделана примерно в 1900 году. Намней показано турецкое крыльцо, построенне при Баязите II (1481-1512 гг.) . До 1453 года здесь были притвор и большая пропилея. Они были общие с базиликой Петра и Павла.
Патриарх Константинопольский Варфаломей. Он стоит на том мест, на котром стоял священник во время богослужения в Византии.