Святой Сиуан - Симеон Иванович Антонов, до пострига - родился в 1866 году в крестьянской семье в Тамбовской области России. С четырех лет он начал задаваться вопросом: Где этот Бог? Когда я вырасту, я объеду весь мир в поисках Его. Когда он немного подрос, то услышал о жизни одного святого отшельника и о чудесах, происходивших у его могилы, и подумал: Если он святой, значит, Бог уже с нами, и нет необходимости бродить по миру, чтобы найти Его. При этой мысли его сердце воспламенилось любовью к Богу.
Наше приложение:
Его ум сосредоточился на постоянном воспоминании о Боге, и он молился горячо и со слезами. Он заметил внутреннюю перемену, вызванную этим состоянием Благодати, и это продолжалось три месяца, в течение которых он почувствовал желание стать монахом. После этого Благодать покинула его, и он вернулся к мирской жизни. Однажды в драке он чуть не убил своего соплеменника. Вскоре после этого эпизода, уже засыпая, он увидел во сне змею, заползающую ему в рот. Одновременно с тошнотой, которую он почувствовал при этом, он услышал голос Божией Матери, которая с необыкновенной сладостью сказала ему: Ты во сне проглотил змею, и тебе это не понравилось. Так вот, мне не нравится то, что я вижу в твоих действиях.
Тогда он почувствовал глубокое сожаление о своем грехе и, охваченный горячим раскаянием, стал постоянно думать о Святой Горе и грядущем суде. В 1892 году, как только он закончил военную службу, попросив святого Иоанна Кронштадтского помолиться, чтобы мир не удержал его, он отправился на Святую Гору, в Богородицкий монастырь, где поступил послушником в русский монастырь Святого Пантелеимона. После общей исповеди, которую он совершил в начале своей новой жизни, духовный отец сказал ему, что все его грехи прощены, и молодой послушник обрадовался. Затем его стали беспокоить плотские помыслы. Духовный отец посоветовал ему не иметь ничего общего с дурными мыслями, а сразу же отвергать их, призывая имя Иисуса. С тех пор блаженный раб Божий за сорок пять лет своей монашеской жизни ни разу не поддался никаким неподобающим помыслам. С пламенной, непрестанной молитвой он стал просить Бога помиловать его: днем, который он проводил на мельнице, выполняя тяжелую и изнурительную работу - послушание, которое он исполнял со всей тщательностью; но особенно ночью, почти всю которую он проводил в пламенной молитве, стоя или сидя на табурете. В общей сложности он спал не более двух часов, да и то отдых нарушался.
Через три недели после приезда в монастырь, однажды вечером, когда он молился перед иконой Божией Матери, в его сердце вошла Иисусова молитва и стала твориться сама собой, непрерывно, день и ночь. За этим редким и великим даром последовала ожесточенная борьба с помыслами гордости и отчаяния в своем спасении, которым его подвергали бесы. Однажды ночью, когда он молился в своей келье, его внезапно озарил необыкновенный свет, который прошел сквозь все его тело. Его душа была в смятении. Хотя молитва продолжала действовать в нем, она потеряла свое раскаяние, и послушник понял, что это сатанинское заблуждение.
В течение шести месяцев он боролся с этими бесовскими атаками, молясь изо всех сил, где бы он ни оказался, и погружаясь в глубины отчаяния. Сидя в своей келье, он думал: Бог неумолим. Он чувствовал себя совершенно покинутым, и около часа его душу окутывал мрак неописуемого ужаса. В час вечерни, когда он читал Иисусову молитву и смотрел на икону Христа на иконостасе в часовне на мельнице, его вдруг озарил сверхъестественный свет - на этот раз радостный и сладостный - и он увидел живого Христа, смотревшего на него с неизреченной нежностью. Божественная любовь охватила все его существование и устремила его дух к созерцанию Бога. В течение последующих сорока пяти лет своей монашеской жизни он постоянно исповедовал, что Духом Святым познал Самого Христа, Который явился ему и явил Свою Благодать во всей ее полноте. Это видение настолько изменило его душу, что его ненасытный дух, днем и ночью устремленный к возлюбленному Господу, воскликнул: Душа моя жаждет Господа, и я ищу Его со слезами. Как же мне не искать Тебя? Ты искал меня первым и дал мне вкусить сладость Святого Духа. И душа моя возлюбила Тебя до конца.
Симеон сосредоточил все свои силы на борьбе за чистую молитву и на борьбе с демоническими мыслями о гордости. Время от времени его утешали кратковременные посещения Благодати, но когда она покидала его и он оказывался лицом к лицу с демонами, боль в его душе была неописуемой. Чтобы постоянно удерживать в себе Благодать, не отступая от нее, он начал долгую и исключительно мучительную борьбу, которая часто превышала обычные человеческие силы.
В 1896 году он был пострижен в монахи Малой общины и получил имя Силуан. Пятнадцать лет тяжелой борьбы последовали за днем явления ему Господа, и однажды ночью, когда он встал с табурета, чтобы совершить поклоны, перед иконой Христа появился демон, ожидавший, что Силуан будет поклоняться ему. С болью в сердце Силуан обратился за помощью к Господу и в душе услышал ответ: Гордые люди всегда так страдают от бесов. Господи, - сказал Силуан, - научи меня, что мне делать, чтобы смирить свою душу. И получил ответ: Держи ум свой во аде и не отчаивайся.
Так Господь открыл ему, что цель всякого аскетического усилия - приобретение смирения Христова, которое ведет к чистой молитве и бесстрастному состоянию. Он говорил, что как только его ум отвлекался от воспоминаний об адском огне, дурные мысли вновь овладевали им.
Еще пятнадцать лет прошли в напряженной борьбе, пока он не обрел полный контроль над каждым движением своего сердца. Так он вступил в последние пятнадцать лет своей земной жизни в состоянии полной свободы от страстей.
В 1911 году он был пострижен в монахи Великого пострига. Примерно в это время, чтобы не отвлекаться от непрестанной молитвы, он испросил у настоятеля благословение на освобождение от послушания управителя и уход в Старорусский монастырь, где из-за тишины жили строгие подвижники. Здесь он заболел параличом Белла и до самой смерти страдал от страшных головных болей, которые считал исправительным наказанием за следование своей воле.
Через полтора года монастырь отозвал его на послушание управителя, которое он продолжал исполнять до самой смерти. После возвращения на послушание его молитва стала более ревностной, чем в древнерусском монастыре. Каждый день он обходил цеха, раздавая задания на день, а затем возвращался в свою келью, где со слезами молился за рабочих и их семьи, за народ Божий. Получив от Святого Духа благодать активно переживать любовь Христа к миру, он постоянно, с горячими слезами, молился за все человечество, особенно за усопших. Он говорил: Молиться за людей - значит проливать кровь. И учил, что критерием истинной веры является любовь к своим врагам.
Поддерживая мир своими молитвами и моля Господа о том, чтобы через Духа Святого все народы на земле познали Его, он закончил свой земной путь 24 сентября 1938 года. 26 ноября 1987 года он был канонизирован Православной Церковью.