Святой иеромонах Дионисий был членом суда Арейоса Пагоса и занимал более высокое положение, чем кто-либо другой, благодаря своему богатству, славе, благоразумию и мудрости. Он принял веру в Христа, услышав проповедь святого Павла на скале Арейоса Пагоса, и принял святое крещение. Он был посвящен в епископы Афин, сменив на епископском престоле святого и мудрого Иерофея. От своего предшественника Дионисий научился божественным и сокровенным тайнам нашей веры. И поэтому святитель оставил очень важные, странные и удивительные сочинения. Мы приведем здесь в качестве небольшого примера некоторые элементы только одного из его сочинений.
Наше приложение:
Так, в одном из своих сочинений, среди прочего, святой Дионисий пишет следующее: Однажды, когда я был на Крите, я остановился у священника Карпоса, который был очень добродетельным. Он также имел очень ясный ум и поэтому, по милости Божией, был наиболее достоин видеть видения. Этот священник никогда не приступал к Божественной литургии, если во время подготовки, когда он читал соответствующие молитвы, ему не являлось какое-нибудь священное и благодатное видение.
Этот священник рассказал мне, что однажды ему стало горько оттого, что один неверующий человек увлек христианина от Церкви и сделал его атеистом. И хотя он испытывал эту горечь, он не молился, как следовало бы, за обоих людей, не просил помощи Божией, чтобы тот, кого увлекли в неверие, вернулся в лоно Церкви, а неверующий был привлечен к вере во Христа. Он также не принял решения постоянно наставлять их в течение всей жизни, чтобы привести их к богопознанию. Но он добавил, что никогда раньше не испытывал подобного, то есть ложился спать и засыпал расстроенным и с горечью в душе. И, конечно, я не знаю, как такое неодобрение и горечь проникли в его душу.
Далее Карпос рассказал, что с наступлением ночи он уснул. Около полуночи он проснулся, чтобы, по своему обыкновению, спеть священные гимны. Но в час молитвы он, хотя и не должен был этого делать, забеспокоился и встревожился при мысли о том, что люди живут атеистами, извращая святые и прямые пути Господни. С этой мыслью он молился о том, чтобы Бог разразился молнией и сжег их обоих без пощады. Когда он размышлял об этом, ему вдруг показалось, что весь дом, в котором он находился, задрожал. Он раскололся на две части, от крыши до фундамента, а полыхающее пламя огня, начавшееся с небес, достигло самого дома (и, конечно, по месту расположения создавалось впечатление, что он находится в деревне). Казалось, что небеса открыты, и там сидит Иисус Христос, окруженный бесчисленными ангелами в человеческом обличье. Вот что он увидел, когда удивленно взглянул вверх.
Но когда Карпос посмотрел вниз, то, по его словам, увидел, что земля расколота безграничной и темной пропастью. На одном из краев пропасти он увидел двух мужчин, которых незадолго до этого проклинал, они стояли совершенно несчастные и были в большом ужасе, так как им грозило прямое падение в яму, потому что их ноги едва держали их. Из глубины пропасти появлялись змеи, которые обвивались вокруг ног мужчин и тащили их вперед, или же терзали их клыками и наносили легкие удары хвостами. Затем они придумывали и другие способы: свист, толчки снизу, удары, чтобы сбросить человека в темную яму.
И казалось, что эти два человека действительно были близки к тому, чтобы упасть в яму - то ли от собственного отчаяния, то ли по вине змей. Карпос говорил, что, глядя вниз, он испытывал удовольствие, а на то, что было на небе, не обращал никакого внимания и все больше огорчался, что эти два человека не упали в яму. И поскольку ситуация не приближалась к развязке, он стал печалиться и проклинать. Но в какой-то момент он снова поднял глаза к небу и увидел Иисуса таким, каким Он был прежде. Христос поднялся со Своего небесного престола и спустился к этим несчастным людям, чтобы оказать им милость и протянуть руку помощи. Он взял с собой ангелов, и они помогали людям: одни брали одно, другие другое, чтобы те не упали в хаос. И когда ангелы помогали двум мужчинам, Иисус протянул руку и, взглянув на него, сказал: Ну, давай, Карпос. Ударь меня. Я готов еще раз и еще много раз пострадать за спасение людей. Но прежде посмотри и пойми, разумно ли тебе идти в хаос со змеями, а не быть на небе с Богом и Его добрыми и любящими ангелами.
*Примерно с IX века существует путаница между святым Дионисием Ареопагитом и святым Денисом (Дионисием) Парижским. В 827 г. Людовик Благочестивый Французский получил в дар от византийского императора Михаила II сочинения Дионисия (на самом деле - Псевдо-Дионисия). Людовик передал их Хильдуину, аббату Сен-Дени, и тот, возможно, по недомыслию или желая поднять славу своего монастыря, установил связь между Дионисием и Денисом. В его защиту и в защиту других, кто поверил в эту связь, следует помнить, что в те времена ученые не обладали теми исследовательскими инструментами, которые есть сегодня.
Святой Денис был обезглавлен в Париже во времена правления Деция, возможно, вскоре после 250 г. н.э. После обезглавливания он, по преданию, прошел несколько миль, неся свою голову, прежде чем отдать ее на хранение благочестивой женщине по имени Катулла. День его памяти - 9 октября.