Найти тему

Доказательство существования Бога

В этих беседах, друзья мои, мы в простой форме излагаем известный труд святого Иоанна Дамаскина (Дамаскина): Точное изложение православной веры.

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души


Мы знаем, что Бог недоступен нашему пониманию. Однако это не означает, что Он оставил нас в полном неведении: Он явил нам Свою славу сначала в природе, а затем, более полно, в священных книгах Священного Писания - Ветхом и Новом Заветах. На основании откровений Священного Писания мы узнали, что Бог - это три личности, но одна сущность. Он есть Отец, Сын и Святой Дух. Мы также знаем, что Отец породил Сына и что Святой Дух исходит от Отца.

Мы также говорим сегодня, что знаем из Святых Евангелий, верим и исповедуем, что Сын Божий (Который Сам есть Бог) по Своей великой любви к нам и для нашего спасения был зачат силой Святого Духа, без мужского семени, во чреве Марии, Матери Божией. Затем Он родился от нее, не изменившись, став совершенным человеком и оставшись совершенным Богом, теантропосом, по греческому выражению. Эти две природы Иисуса Христа, человеческая и божественная, соединились, хотя и без всякого смешения, в одной личности и одной персоне [ипостась, воплощение реальности.], личности и персоне Сына Божия. Вопрос о двух природах, объединенных в личности Иисуса Христа, мы рассмотрим в другой беседе этого цикла. И имейте в виду, мои собратья-христиане, что эти истины нашей веры не могут быть поняты с помощью разума. Иными словами, мы не можем представить себе, какова может быть Божественная сущность, как Бог был рожден Богом, как Единородный Сын Божий стал человеческой личностью через плоть Девы, как она сформировала Его по закону, отличному от закона нашего собственного рождения, как Он смог пройти по водам моря, не замочив ног, и так далее, и тому подобное.

Но мы исповедуем это с верой, потому что это было передано нам через Божественные слова Ветхого и Нового Заветов.

Итак, благодаря откровению, которое дает нам Священное Писание, Ветхий и Новый Заветы, мы верим и исповедуем, что Бог существует. Но с этим соглашается большинство людей, даже идолопоклонники. Как говорит святой Иоанн Дамаскин, знание о Боге - это часть нашего естества. Но лукавство лукавого, диавола, до такой степени овладело человеческой природой, что некоторые люди говорят самое глупое и страшное, что только можно сказать: Бога нет. О таких людях толкователь святых тайн царь Давид говорит: Глупые сказали в сердце своем, что нет Бога (Пс. 13, 1). Это неверующие и атеисты. Но ученики и апостолы Христа, эти рыбаки, вылавливали атеистов и своими учениями и чудесами приводили их к познанию Бога. Точно так же и преемники апостолов, пастыри и учителя Церкви, благодатью Святого Духа просветили своими чудесами и учениями заблудших атеистов и привели их к свету истины.

Дамаскинос говорит, что мы сами не получили даров чудес и учения, поскольку сделали себя недостойными из-за привязанности к мирским удовольствиям. Однако мы можем немного говорить о вопросе бытия Божия, черпая из того, что дано нам просвещенными учителями Благодати, святыми отцами. Но, как говорит Дамаскинос, мы должны молиться Святой Троице, Отцу, Сыну и Святому Духу, чтобы правильно передать полученное нами учение. Вначале он говорит: Все существующее либо создано, либо не создано. Если же вещи сотворены, то из этого следует, что они также полностью подвержены изменениям. Вещи, существование которых началось с изменения, также должны быть подвержены изменению, будь то гибель или превращение в иное, чем они есть, по волевому акту. Но если вещи несотворенны, то они должны, по всей логике, быть также полностью неизменными. Ибо вещи, противоположные по природе своего существования, должны быть противоположны и по способу своего существования. (Точное изложение, кн. 1, гл. 3).

Святой Иоанн Дамаскин
Святой Иоанн Дамаскин

Итак, согласно сказанному выше, все известные нам существа, учитывая, что они сотворены, должны быть также подвержены изменениям, переменам, преобразованиям, причем в самых различных формах. Ангелы относятся к числу сотворенных существ. Ангелы, как и души и демоны, принадлежат к рациональному творению. Поскольку они сотворены, они преобразуются в соответствии со своими склонностями. Иными словами, с их склонностью к добру или отступлением от него. Таким образом, существа, подверженные изменениям, безусловно, созданы, и созданы кем-то. Этот кто-то, этот творец, должен быть несотворенным, поскольку, если мы говорим, что этот творец был создан кем-то другим, то этот кто-то другой должен быть несотворенным. Таким образом, творец является несотворенным и, как таковой, не подлежит изменению. Дамаскин спрашивает: А кто же это может быть, как не Божество?.

Это первый аргумент Дамаскина в пользу существования Бога. Однако он переходит к другому: И даже сама связность творения, его продолжение и управление учат нас тому, что Бог существует. Существует Тот, Кто все структурировал, держит вместе, поддерживает и обеспечивает. Как иначе могли бы соединиться и остаться неразрывно связанными противоположные силы, например, огонь и вода или земля и воздух, если бы не некая всемогущая сила, всегда связывающая их вместе?

Далее Дамаскин спрашивает: Кто дал порядок небесному и земному и всему тому, что движется в воздухе и в воде?. Вернее, кто привел в порядок то, что существовало еще до всего этого? До неба, земли, воздуха, огня и воды. Кто привел в движение тот процесс, благодаря которому они теперь движутся неизменным курсом без помех и препятствий? Это их создатель, который ввел закон, по которому Вселенная функционирует нормально. Даже если мы скажем, что существование было спонтанным, мы не можем сказать то же самое о порядке. И даже если бы это было так, то кто же их сохранил и поддерживал в гармонии все это время? Конечно, мы должны признать, что это должно быть нечто иное, чем спонтанная случайность. Этим чем-то является Бог.