Найти в Дзене
СВОЛО

Письмо* Путину

Я понимаю моё письмо подобием известного письма Сталину в начале войны о том, что из научных журналов Запада исчезли статьи по ядерной теме, что означает начало разработки ядерной бомбы. Моё письмо касается мягкой силы страны. Считаю, что она усилится при внедрении теории художественности по Выготскому, изложенной в "Психологии искусства". Она написана в 1925 году и не опубликована из-за боязни репрессий за идеализм, т.к. она касается подсознательного. Опубликована в 1965 (по-английски - в 1971). И с тех пор в практике интерпретации не применяется никем в моём кругозоре. Тот очерчен русским языком и гуглопереводами на русский. Среди художников, наоборот, практика стихийно распространена. Сужу по личным наблюдениям и по жажде художников услышать, что думают об их произведении. У творцов эта теория работает зеркально восприятию у восприемников. Суть её в части восприятия такова. Противоречивые "текстовые" элементы** порождают осознаваемые противочувствия***. Их столкновение рождает третье переживание, в сознании отмечаемое мало: в виде беспричинных слёз и др. физиологических проявлений и в виде осознания, что тебе "сказали" ЧТО-ТО, словами невыразимое. На этом акт восприятия произведения искусства кончается и начинается (если начинается) последействие искусства. В нём человек со вкусом адекватно словами формирует упомянутое ЧТО-ТО. Оно оказывается каким-то нюансом духа времени создания произведения****, - нюансом, проникшим в душу автора, будучи в ранге подсознательного идеала этого автора, его сознанию не данного, но требующего самовыражения настолько же требовательно, насколько бессловесно из-за неданности сознанию. В результате автор всё равно прибегает к выражению, но странным для сознания способом, прорывая цензуру***** сознания. В частности - противоречиями, упомянутыми выше, и другими странностями для времени создания произведения. Они и являются тем материальным, что обеспечивает у восприемника на стадии последействия искусства адекватность постижения подсознательного идеала. И эта адекватность такова: видно и слышно не то, что видят глаза и слышат уши. Это можно назвать озарением******. Оно само по себе даёт радость. Содержание подсознательного идеала (это нюанс духа времени) при этом оказывается безразличным. Даже если враждебно убеждениям восприемника. Такое возможно только с произведениями неприкладного искусства, рождёнными подсознательным идеалом. Все остальные произведения искусства (рождённые замыслом сознания) - произведения прикладного искусства, призванного усиливать в общем-то знаемые переживания (например, любви, патриотизма). Первые, получается, для людей со вкусом и образованием, вторые - для основной массы народа. Хоть подсознательно все адекватно воспринимают подсознательный идеал автора. Чтоб со вкусом стало большинство, нужна перестройка образования в школе, т.е. миллионы переученных учителей. Что требует столько денег, что понятным кажется повсеместный и десятилетиями бойкот наукой об искусстве теории художественности по Выготскому. Но представьте, какое усиление мягкой силы произойдёт, если большинство окажется со вкусом.

* - Мне пришло 2 письма от знакомых, что они ничего не поняли. А я, зная их, им не поверил. Это как я не переношу читать знатных либералов, а сказал бы, что я их не понимаю. Вот, например: «С точки зрения моего оптимистично-реалистичного прогноза, режим — если мы говорим не лично про Путина, а про режим — вряд ли изменится раньше 2026 года» (Ходорковский). Это сказано велеречиво, а не доказательно. И мне становится противно. И я не могу читать дальше. Потому что зачем? Это ж ла-ла. С какой, мол, стати 2026-й год? Есть же ещё и 2025-й и 2027-й и мн. др. Я б мог представить, что Х-й имеет у себя на службе аналитиков, от которых он и знает про именно 2026-й год. Но нет. Мой отторгающий Ходорковского мозг не способен на такое допущение.

Но это не называется «не понятно».

Оба мои адресанта мне известны до мозга костей. Оба не приемлют меня как интерпретатора произведений искусства. Один, архитектор, организовывающий пространство иррациональным способом во всех местах, где это допустимо. Например: «Мне, придумывая орнамент для раскладки ломаной плитки для мощения участка с учетом цвета, размера, навыков строителя-отделочника, нюансов скола, толщины, технологии производства работ… — не понять, ЗАЧЕМ в подсознательное лезть». Другая непонимающая глубоко религиозная, рациональность понимающая только как оправданную Богом, а не моим умом представителя такой науки, как искусствоведение. – Оба применяют дипломатию: «не понимаю». Играя на моей самокритичности, что я таки не мастер словесного изложения.

Тем не менее, я подумал, что имеет смысл оснастить письмо конкретными примерами, чтоб оно не выглядело как речь о сугубо отвлечённом.

Я поставлю звёздочки в нужных местах, а здесь, под текстом письма, расположу сноски к ним.

**- В басне «Стрекоза и Муравей» (1808) текстовыми противоречиями оказывается, например: 1) красота звучания звучания «ЛЕто цЕЛоЕ пропЕЛа», «НЕт уж дНЕй тЕх свЕтЛых боЛЕ» и 2) сгущение глаголов повелительного наклонения «так ПОЙДИ же, ПОПЛЯШИ!».

*** - красота звучания это образ образа жизни недавно (9 лет) свергнутых феодалов в Великой Французской революции (1789-1799), а повелительность – образ рационалистов, пришедших им на смену, причём с требованием, чтоб все люди стали рационалистами, а нет – смерть, как наполеоновские войны по всей Европе.

**** - крайности то и другое: и безнравственная расточительность феодалов, и убийственная рачительность буржуа. Хорошо – не крайность, мудрость, реализм. (Крылов вместе с Пушкиным открыли реализм для мира)

***** - сознание одних было революционно, других – контрреволюционно: гражданская война в Швейцарии 1794, батавская революция 1795, шотландское восстание 1797, ирландское восстание 1798, восстание фермеров Лэрдаля с 1800 по 1802 год. И т.д. и т.д.

****** - реализм не красота и не злобность, который нельзя процитировать в отличие от красоты и злобности, которые процитировать можно, что и сделано в сноске **.

21.05.2024.