Найти тему

Какие поезда имели начальной / конечной станцией Жигулевское море

После написания обзора про Жданов / Мариуполь, я уж думал, что мы сразу же устремимся куда-нибудь в Забайкальск. Но нет! У нас оказалось еще как минимум две станции, которые в некоторые годы служили начальной / конечной станцией отправления для поездов. Что до Жмеринки может быть отдельный поезд - я мог предположить. Но то, что в отдельные годы будет ходить поезд до станции Жигулевское море - это в мои планы ну никак не входило. И вот уже открыв все справочники на странице со Жмеринкой, я в издании 1980 года обнаруживаю поезд именно со станции, расположенной в Комсомольском районе города Тольятти. Ну а поскольку слово "Жигули" мне ну совсем не чуждо, то пропустить поезда, которые ходили от / до этой станции, было никак невозможно. Пришлось лезть в более ранние справочники и искать что там было.

И из имеющихся у меня справочников впервые станция Жигулевское море обнаруживается в 1964 году. Там и город-то вот только-только переименовали. Ведь до того как быть названным в честь лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти, город долгое время был Ставрополем или Ставрополем-на-Волге. И вот в этот знаковый для города год сюда приходит поезд № 486 из Сызрани. В общем-то логично, поскольку станция находится на линии Сызрань - Куйбышев / Самара. Но вот почему его не дотянули до самой Самары - это, конечно, загадка. Время в пути до Сызрани было 04 часа 10 минут, обратно - 04:08.

В справочнике 1974 года не только нет поездов до станции Жигулевское море, но этой станции нет даже в алфавитном указателе, что вообще странно, поскольку явно какой-то поезд там имел остановку. Но сразу после Жечи идет Жидомля. Причем, там и Тольятти тоже нет!

А вот в издании 1980 года станция не просто обнаруживается, но уже и с поездом, который ходил не до близкорасположенной Сызрани, а аж в Адлер! Поезд № 313/314. Отправлялся он от станции Жигулевское море в 06:42 по московскому времени, а прибывал в Адлер в 08:08. Время в пути 49 часов 26 минут. Шёл он через Сызрань, Саратов, Сальск. Интересно, что обратный поезд был на 5 с лишним часов быстрее - время в пути 44 часа 18 минут. Отправлялся он из Адлера в 14:02, а прибывал на станцию Жигулевское море в 10:20.

Жигулевское море. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Жигулевское море. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Я уж думал, что может быть это вагоны беспересадочного сообщения какие-нибудь. И даже преждевременно обрадовался, обнаружив в расписании еще один поезд с отправлением в 14:02 - на Уфу. Да и номера у них похожи: № 313/314 и № 315/316. Но нет! Ходили они по разным дням недели. Поезд в столицу Башкирии отправлялся по четным дням из Адлера, а до станции Жигулевское море - по нечетным.

Вот в доказательство привожу скан кусочка справочника 1980 года:

Скан справочника 1980 года
Скан справочника 1980 года

В 1983 году поезд сохраняется, но время в пути у него увеличивается на 27 минут по пути в Адлер и почти на 2 часа на обратной дороге. Причем в справочнике указывается, что шел поезд через Краснодар. Вот только чтобы найти его в сводной таблице, придется просмотреть все отправления из Адлера, поскольку направление на Жигулевское море там идет между буквами С и Ч (видимо, подразумевается, что искать будут Тольятти, но только там с алфавитом совсем беда - Челябинск - Уфа - Харьков).

Скан справочника 1983 года
Скан справочника 1983 года

Пассажирское сообщение становится еще более развитым к 1987 году. Тогда к уже хорошо знакомому нам Жигулевское море - Адлер добавляется поезд № 65/66 до Москвы. Шёл он в столицу через Сызрань и Пензу, прибывая на Казанский вокзал. Время в пути 21 час 59 минут. До Адлера, кстати, № 313 ускорили до 46 часов 11 минут. Каким образом на обратном пути из Москвы поезд был быстрее аж на 3,5 часа (для такого расстояния для поезда с одинаковыми остановками это прилично, на мой взгляд) - известно лишь авторам графика его движения. А вот адлерский на пути назад теперь наоборот дольше (ровно на час) - 47 часов 11 минут.

В 1989 году та же "сладкая парочка" поездов со станции Жигулевское море сохраняется. Причем интересно так справочники составляют. Например, по пути в Москву указывается, что поезд № 65 следовал через Сызрань и Рузаевку, а вот обратный № 66 через Рязань и Сызрань.

В 1995 году адлерский поезд становится жертвой оптимизации. А вот № 65/66 на Москву пока сохраняется. Правда, как это мы уже многократно наблюдали в 1995 году, время в пути резко увеличивается. Теперь это 20 часов 20 минут в Москву и 19 часов 24 минуты из Москвы.

В 2004 году нет уже даже поезда в Москву, но есть поезд 600-й нумерации в Саратов. Отсутствие поездов в Адлер и Москву объяснилось просто - они нашлись теперь с вокала собственно Тольятти (причем адлерский ускорили до 43,5 часов). Более того, есть и поезд Тольятти - Саратов, который прибывает в город "золотых огней" в одно время с поездом со станции Жигулевское море. Цеплять вагоны - это ну совсем не логично. Остается предположить, что поезда ходили по дням (но там тоже логики не много), ну или в начале года ходил один, а в конце года - другой.

К 2009 году и Тольятти, и Жигулевское море оптимизируют окончательно. Нет поездов ни из одного, ни из другого города. В 2024 поезда из Тольятти имеются, но про это будет статья, когда мы доберемся до буквы "Т". А со станции Жигулевское море - ничего. Хотя проходящих много. А вот электрички остались, но про это тоже как-нибудь в другой раз.

Ну а станция достаточно крупная:

Станция Жигулевское море. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Станция Жигулевское море. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а само Жигулевское море - Куйбышевское водохранилище - огромно. Его площадь 6,5 тыс. кв. км. Это, например, больше, чем вся Ингушетия. Или в два с лишним раза больше, чем Люксембург, в 8 раз больше Бахрейна, в 12 - Андорры.

Жигулевское море. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Жигулевское море. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

По размерам Куйбышевское водохранилище чаще всего сравнивают с Братским. Площадь больше у Куйбышевского (6,5; 5,5 тыс. кв. км). А вот по объему воды Братское в 3 раза больше (58; 169 куб. м). Протяженность береговой линии у Братского в 2,5 раза больше (2,5 тыс. км; 6 тыс. км). Глубины (и средние, и максимальные) у Братского в 3,5 раза больше. Возникли же они с интервалом в 10 лет. Куйбышевское наполнили в 1957 году, а Братское - в 1967.

Жигулевское море. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Жигулевское море. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Спасибо, что следите за каналом! До встречи!