Сегодня китайский автопром шагнул далеко вперед, по многим позициям обогнав производителей Старого света и Америки. И мы смогли убедиться в этом во время посещения заводов Dongfeng в китайском Ухане.
Значительная часть человечества живет во власти стереотипов, разрушить которые бывает достаточно сложно. Так вышло и с китайскими автомобилями, которые до сих пор многие не воспринимают всерьез, а зря.
Ухань – китайский Детройт
Как и Детройт, город Ухань стоит на озерах, и с автомобильным производством так или иначе связана жизнь большинства из 14 миллионов его жителей. Здесь расположены сразу несколько заводов Dongfeng, а также штаб-квартира компании. Только разница в том, что Ухань – это Детройт времен его расцвета. И реку Детройт здесь заменяет Янцзы.
На сегодняшний день по объему продаж Dongfeng Motor Group занимает более 10% рынка автомобилей в Китае – и это только если речь идет о собственных брендах. К этому нужно добавить объемы производства совместных предприятий Dongfeng Motor, которые выпускают для внутреннего и внешнего рынков модели Honda, Nissan, Infiniti, Peugeot, Citroёn, Kia и ряд других брендов.
И не забудем про предприятия, которые снабжают эти и другие заводы комплектующими, а также один из крупнейших испытательных полигонов в мире.
По производственным мощностям Dongfeng занимает первое место среди гигантов китайского автопрома – предприятия компании способны выпускать более 3,5 млн автомобилей в год. Заводы Dongfeng Motor Group расположены более чем в 20 городах страны, а наибольшее количество автомобильных заводов находится в Ухане, где прописались Dongfeng Aeolus, Dongfeng еπ, Voyah, M-Hero и, конечно, заводы по выпуску Honda и Nissan.
Не удивительно, что в честь Dongfeng в Ухане даже названы проспект длиной 14 километров и станция метро, расположенная рядом со штаб-квартирой компании и главным стадионом города.
Организация производства на заводе Dongfeng Aeolus
Один из заводов Dongfeng, который мы посетили, осуществляет выпуск линейки Aeolus, в которую входят уже известные белорусам Shine, Shine GS, Shine Max и Huge, а также новые модели – бензиновый Mage, его гибридная версия L7 и электрическая версия Sky, построенные на единой платформе DSMA (о новинках компании Dongfeng мы уже рассказывали в нашей статье о Пекинском автосалоне).
Кроме того, на конвейере можно было увидеть и модели для внутреннего рынка, такие как кроссовер AX7 и электрический седан E70.
При этом, несмотря на конструктивные отличия, на конвейере все эти модели могут собирать одновременно. Гибкий процесс сборки организован таким образом, что необходимости в остановке ленты для смены модели нет, – их ставят на конвейер в произвольном порядке. Так что на конвейере могут соседствовать авто с ДВС, гибриды и электромобили – одновременно могут выпускаться до 10 разных моделей.
Всего же с линии выходит 40 автомобилей в час, то есть за 8-часовой рабочий день – не менее 320 автомобилей. При этом есть возможность изменять скорость движения конвейера – в этом случае завод за один рабочий день может выпустить до 350 машин.
На главном конвейере завода Dongfeng Aeolus, протяженность которого составляет более километра, – семь параллельных линий, по которым перемещаются собираемые автомобили. Четко продуманная логистика обеспечивает ритмичную работу производства.
Подготовительное производство (штамповка и покраска, литье и сборка узлов и механизмов, участки комплектации) занимает более 1000 кв. м.
На главном конвейере одновременно работают около 700 человек. Всего же на предприятии трудятся 3179 человек.
Как заверили специалисты завода, процесс комплектации практически полностью автоматизирован. Доставка деталей для сборочного конвейера организована при помощи роботов. Согласно спецификации, тележки с комплектующими для конкретного участка и каждой конкретной модели доставляют роботы к нужному месту конвейера, потом ставятся параллельно автомобилю и до полной установки всех запчастей следуют дальше.
Интересные наблюдения
Что немного удивило, так это степень автоматизации некоторых операций. К примеру, колеса устанавливает роботизированная система, при этом процесс монтажа двух колесных пар составляет около полутора минут.
Вот плывет по конвейеру новый электрический Dongfeng Aeolus Sky – и здесь мы впервые увидели, как в электромобиль устанавливается батарея. Весь процесс занимает несколько минут – движения техники откалиброваны, а действия рабочих выверены до автоматизма. Специальный подъемник подводит батарею снизу к кузову, а рабочим остается только прикрепить ее.
С удивлением также отметили, что все автомобили из сборочного цеха выходят… мокрыми. Оказалось, после проверки работоспособности всех систем свежесобранные автомобили специально проходят душ под высоким давлением – это проверка на герметичность уплотнителей. Более того, электромобили и гибридные авто еще и «купают» – на определенное время выбранные автомобили из партии погружают в воду для проверки герметичности батареи.
Качество сборки китайских автомобилей
Начнем с того, что производственного брака (в нашем понимании) на заводе Dongfeng Aeolus практически нет. Автомобили, в которых отмечаются какие-то дефекты сборки, отгоняют в сторону. Что с ними происходит потом, выяснить нам не удалось.
Стоит отметить, что, в принципе, технологический уклад китайского автомобилестроения в настоящий момент не отличается от европейских или японских производств: современный конвейер с большим количеством автоматизированных операций, продуманная внутрицеховая логистика, степень автоматизации которой доходит до 97%, тщательная проверка машин после сборки, комфортные условия труда и отдыха рабочих. Неудивительно, что многие бренды из Японии, Европы и США перенесли свои производства в Китай.
Поэтому тем, кто привык ругать китайский автопром, скажем: не так страшен «китаец», как его малюют. Машины, которые сегодня сходят с конвейеров китайских автомобилестроительных заводов, по качеству сборки не хуже привычных нашим автолюбителям европейских, американских или японских машин. А гибкая ценовая политика автопроизводителей из Поднебесной позволяет конкурировать на современном автомобильном рынке.
Конечно, здесь многое зависит от работы импортеров и дилеров, но однозначно китайских автомобилей на дорогах Беларуси с каждым годом будет становиться все больше.
К примеру, всего за семь месяцев со старта продаж обладателями новых Dongfeng стали уже более 1300 белорусских покупателей. В этом году официальный импортер Dongfeng «Автопромсервис» планирует расширить модельный ряд автопроизводителя за счет нескольких новинок, обещая при этом очень привлекательные цены.
Выражаем благодарность импортеру Dongfeng и Voyah в Беларуси компании «Автопромсервис» за организацию поездки в Китай.
]]>