Найти в Дзене
ТыжИсторик

Тёмные века: Хасан ибн Али, халиф отрекается от власти. 661г.

Автор Hoomkeen Самый первый, великий рашидинский (праведный) халифат, в котором пришел к власти тридцатипятилетний сына Али по имени Хасан, отличался от последующих мусульманских государств многими вещами, в том числе процедурой выбора халифа через шуру - аналог военной демократии у арабов, где все члены общества равны а решение принимается большинством. Принципы шуры заложены в Коране, но во времена борьбы за власть и гражданского конфликта в огромном исламском государстве передача власти последнему халифу праведного халифата произошла без лишних формальностей. Ирак, Аравия и отдаленные провинции на востоке совершенно спокойно восприняли требование присягнуть Хасану после смерти его отца. Хасан выглядел компромиссной фигурой, устраивающей всех. Для большинства последователей Али он являлся продолжателем борьбы отца. Для хариджитов он не запятнал себя переговорами с Муавией. Для защитников чести Усмана он был положительной фигурой - Хасан не участвовал в убийстве а наоборот даже - обор

Автор Hoomkeen

Это Али ибн Абу Талиб, а рядом с ним его сыновья - Хасан и Хусейн. В 661 году им было 35 и 34 года.
Это Али ибн Абу Талиб, а рядом с ним его сыновья - Хасан и Хусейн. В 661 году им было 35 и 34 года.

Самый первый, великий рашидинский (праведный) халифат, в котором пришел к власти тридцатипятилетний сына Али по имени Хасан, отличался от последующих мусульманских государств многими вещами, в том числе процедурой выбора халифа через шуру - аналог военной демократии у арабов, где все члены общества равны а решение принимается большинством. Принципы шуры заложены в Коране, но во времена борьбы за власть и гражданского конфликта в огромном исламском государстве передача власти последнему халифу праведного халифата произошла без лишних формальностей. Ирак, Аравия и отдаленные провинции на востоке совершенно спокойно восприняли требование присягнуть Хасану после смерти его отца.

Хасан выглядел компромиссной фигурой, устраивающей всех. Для большинства последователей Али он являлся продолжателем борьбы отца. Для хариджитов он не запятнал себя переговорами с Муавией. Для защитников чести Усмана он был положительной фигурой - Хасан не участвовал в убийстве а наоборот даже - оборонял дом третьего халифа.

За свою жизнь он, хотя и воевал в одном строю вместе с родственниками, не отличался в бою - Али запрещал своим детям выходить на поединки, ему ни разу не было поручено какое то крупное предприятие. Не осталось внешнего описания его вида, хотя есть упоминания что он был похож на деда-пророка и слегка заикался, в чем видели его сходство с пророком Мусой.

Это был крепкий семьянин со множеством жен и детей, идеалист, свято верящий в превосходство организации арабов ранних лет экспансии ислама. Анализируя его поступки можно понять, что выше всего новый халиф ценил единение в мусульманском обществе и стремился сплотить рядовых арабов обратно в единое целое. Задача благородная, но практически невозможная из-за огромной территории, богатств и власти, доставшейся его народу в наследство от предыдущих халифов.

Итак, первым делом, которым занялся халиф была показательная казнь пойманного убийцы отца. Затем новоиспеченный повелитель арабов начал свой раунд переговоров (переписку) с Муавией, пока тот методично собирал армию к большому походу на Ирак. Хасан военными приготовлениями долгое время не занимался.

Муавия хотя и происходил из рода который воевал против Мухаммеда, с годами стал очень авторитетен среди арабов. Он участвовал во многих сражениях, при всех халифах неизменно верно управлял вверенными ему землями, а в годы правления пророка вообще был один из его постоянных спутников и чем-то вроде личного секретаря. Именно Муавия сохранил множество высказываний пророка для потомков.
Муавия хотя и происходил из рода который воевал против Мухаммеда, с годами стал очень авторитетен среди арабов. Он участвовал во многих сражениях, при всех халифах неизменно верно управлял вверенными ему землями, а в годы правления пророка вообще был один из его постоянных спутников и чем-то вроде личного секретаря. Именно Муавия сохранил множество высказываний пророка для потомков.

В аргументации, которую приводил Хасан, впервые прозвучало его право на власть из-за кровной связи с семьей пророка - тот самый принцип по которому имамами у шиитов в будущем будут только прямые потомки Али. Развернутый и длинный ответ Муавии был в целом понятен - по такому принципу выходило, что халифами не могли быть ни Абу Бакр, ни Усман ни Умар. Справедливости ради, шииты их и не признают.

Шли недели, армия Муавии уже двинулась на войну, и Хасан начал свой сбор войск. Энтузиазм (военный энтузиазм) у народных масс на его проповедях отсутствовал - в ответ на упреки и призывы народ молчал. Однако вожди племен обещали, что армия будет собрана. К Хасану примкнули и хариджиты. Выдвинув несколько отрядов, которые были под рукой, вперед, чтобы сдерживать наступление Муавии, Хасан немного отошел и встал лагерем, ожидая приток подкреплений.

Муавия, встретив заслон из вражеского войска, провел с командиром противника переговоры, пообещав ему миллион золотых, причем пятьсот тысяч выслал сразу, в качестве предоплаты. Аргумент сработал, и большая часть армии Хасана перешла на сторону противника. Добавим, что вторую половину суммы предателю, естественно, никто никогда не выплатил.

В общении с людьми Муавия был невероятно лоялен, и всегда предпочитал решать конфликты дарами, должностями или подкупом. В дальнейшем он совершенно спокойно общался с Хасаном и даже не расстраивался от его намеков в разговорах, что власть должна принадлежать потомку Али.
В общении с людьми Муавия был невероятно лоялен, и всегда предпочитал решать конфликты дарами, должностями или подкупом. В дальнейшем он совершенно спокойно общался с Хасаном и даже не расстраивался от его намеков в разговорах, что власть должна принадлежать потомку Али.

В это же время у самого Хасана начались неприятности в лагере - видя насколько неохотно его воины собираются на новое братоубийственное сражение, он публично намекнул на возможность остановить конфликт, решив дело миром в пользу Муавии. Этими словами он невероятно разозлил самых яростных своих сторонников - непримиримых хариджитов. Началась свалка и драка в лагере.

Хасан покинул лагерь, но в городе, куда он приехал, к его лошади подбежал воин-ветеран и с криком: "Аллах велик, Хасан! Твой отец стал неверующим, а теперь и ты?!" вонзил кинжал в ногу халифу, практически до самого паха. Хасан ударил его в ответ мечом, но не удержался и все упали на землю. Нападавшего убили, а Хасан долгое время был вынужден лежать и лечить рану.

Всё время этого лечения, Муавия, расположившийся со своей армией неподалеку, наблюдал за разложением и конфликтами в лагере Хасана, вел переговоры с Халифом и в конце концов уговорил того отречься от власти. С точки зрения страны это было мудрое решение. Арабская экспансия из-за внутренней войны полностью остановилась, и арабы в последние пару лет занялись жестоким уничтожением друг друга, что грозило гибелью молодого государства.

Как и во всех подобных случаях обе стороны конфликта рассказывают свои подробности дела - Муавия и его сторонники напирали на пункт денежной компенсации, для того чтобы придать договору подобие продажи. Понятно, что такой договор в будущем будет стыдно оспаривать. Хасан и его семья возможно и говорили о компенсации за уступку, но больше требовали пункта о том, что Муавия назначает Хасана своим наследником. К слову, Муавии было шестьдесят лет.

Свершилось чудо, гражданскую войну завершили компромиссом, который не был нарушен в первые же дни после соглашения. Власть "временно" передали представителю рода бану Умайя, или Омейядам. Шестидесятилетний Муавия будет править ещё двадцать лет, и за это время укрепит свою власть достаточно, чтобы передать правление сыну. Не без войны, конечно, но это будет уже вторая фитна. Пока же государство могла наконец-то вновь направить свои усилия на завоевание соседей.

Новая война с Константинополем принесет арабам всю северную Африку, а дальше Испанию и почти все острова средиземноморья. Начнет её Муавия.
Новая война с Константинополем принесет арабам всю северную Африку, а дальше Испанию и почти все острова средиземноморья. Начнет её Муавия.

Хасан и его братья, потомки Али, или Алиды устранились от борьбы за власть и, соблюдая договор, ждали смерти Муавии. После весьма подозрительной смерти Хасана главенство в его роде перешло к непримиримому Хусейну ибн Али, но тот не стал начинать борьбу сразу, и решил соблюдать договор.

Естественно Алиды, открыто претендующие на верховную власть, всегда находились под пристальным наблюдением Омейядов. Плести заговоры в ситуации, когда ты открытый противник халифа сложно. Но кроме внука пророка у арабов были и другие его родственники, и здесь надо вспомнить потомков дяди Мухаммеда, Аль-Абба́са ибн Абд аль-Мутта́либа - Аббасидов. Пока что этот богатый и уважаемый род занимался богословием и не сильно вмешивался в политическую деятельность, глава рода даже рекомендовал Хусейну ибн Али не сражаться против власти, но тот не послушался...

Всё это будет потом, и нам ещё обязательно придется вернуться к арабам, так как под руководством Омейядов они будут появляться и в Африке, и в Испании, и в Галлии и в Италии. Нам же пора прощально окинуть взглядом государство арабов и затем возвращаться в западную Европу, к Меровингам и Папам Римским.

А вот что было до этого: История Европы 600-650гг

А еще не забывайте, что у канала "ТыжИсторик" есть свой телеграм! t.me/...rik