Не все правила одинаково полезны для психологического здоровья
Воспитание детей — это сложная и ответственная миссия, требующая от родителей и педагогов много терпения и усилий. Оно формирует личность ребёнка и оказывает значительное влияние на его психологическое развитие. Каждый взрослый стремится создать благоприятную атмосферу для развития сына или дочери. Но порой правила воспитания становятся причиной конфликтов и непонимания между детьми и родителями.
В первые годы жизни ребёнка родители — его главные опекуны и учителя. Они создают условия для физического комфорта и безопасности, формируют первые взаимодействия малыша с окружением. Эмоциональная поддержка, ласка и забота помогают ребёнку развиваться и формировать свою личность.
В дальнейшем родители становятся не только практическими помощниками, а руководителями и наставниками. Они устанавливают границы и правила поведения, формируют ценностные ориентации, учат ребёнка правильным межличностным навыкам, решать проблемы и преодолевать трудности.
Также родители обязаны создать благоприятную атмосферу в доме, где дети могут чувствовать себя защищёнными и любимыми, показать пример счастливой и здоровой супружеской жизни. А также обеспечить условия для развития у ребёнка самоуважения, уверенности в себе и построения позитивных отношений с окружающими.
Родители должны стимулировать интересы детей, поддерживать их в учёбе и помогать в выборе карьерного пути.
В каждой семье установлены нормы поведения. И родители сами выбирают методику воспитания, которая поможет малышу вырасти самостоятельным, общительным и добрым. Но, по мнению психологов, есть вещи, недопустимые в воспитании. Даже если кажется, что вы действуете во благо ребёнка, пересмотрите свою линию поведения по отношению к нему.
Не все правила приветствуются и одобряются детьми и взрослыми. Некоторые вызывают раздражение, недовольство и беспокойство у ребятишек, а также приводят к конфликтам и напряжённым отношениям с родителями.
Строгое следование расписанию
Регулярные занятия, ежедневное повторение одних и тех же действий могут казаться нудными и однообразными. Дети часто испытывают недовольство от постоянных ограничений по времени: уроки, тренировки, занятия по интересам. Ребёнок чувствует себя запертым в рамках расписания без возможности самостоятельно выбирать период для игры или отдыха. Взрослые же беспокоятся, что строгие временные рамки ограничивают его свободу и возможности для самостоятельного исследования мира.
Не совершай ошибок
Изначально для самого ребёнка ошибка — не трагедия. И это нормальная, здоровая реакция. Ненормальной и нездоровой она часто бывает у взрослых, воспитанных с установкой, что промах просто смерти подобен. Ошибка, совершённая ребёнком, — скандал дома. В дальнейшей жизни он постоянно будет испытывать страх совершить промах.
Личное пространство
Бывает, родители часто убирают двери или снимают с них замки, когда подросток заявляет права на свою комнату и всего лишь просит стучаться. Эти просьбы — не попытка спрятать от вас самые страшные тайны, а просто желание чувствовать безопасность в своём личном пространстве.
«А вот мой ребёнок…»
Часто взрослые заставляют детей добиваться чего-то, чтобы потом похвастаться перед друзьями и другими родителями. Изначально такое желание не несёт вреда вашему ребёнку, но эти действия могут перерасти в маниакальное желание превратить его в вундеркинда. В такие моменты голос и желание маленького человека теряют смысл для вас.
Фото в социальных сетях
Нельзя выставлять в публичный доступ фото и видеоматериалы с людьми без их согласия. Это правило касается и ваших детей: они вольны сами выбирать, что мир может увидеть, а что останется в семейном архиве.
Вы не замечаете хорошие дела своих детей
Многие подростки подрабатывают, учатся и ходят на дополнительные занятия. Они участвуют в социальных проектах и занимаются спортом. Берут элективы углубленного изучения школьных предметов. До ночи сидят над домашней работой, чтобы потом без проблем справляться с предметами в классе.
И при этом их всё равно называют ленивыми за то, что они забыли вынести мусор или помыть посуду.
Рассказать по секрету
Взрослые иногда сначала уговаривают ребёнка довериться и поделиться секретом, а потом обсуждают это по телефону со своими друзьями или родственниками. Ещё хуже, если начинают над ним подшучивать. Так уничтожаются доверительные отношения с детьми.
Вы хотите говорить о том, о чём он говорить не хочет
Если ваш ребёнок пришёл из школы в плохом настроении, внезапно перестал общаться со своим другом или не рассказывает вам о том, как идут дела в кружке, спросите, что случилось. И если он не хочет ничего объяснять, отстаньте от него. Подростки не любят говорить о вещах, которые не прожили до конца. И когда вы настаиваете на этом, они ощущают себя загнанными в угол.
«Бьёт — значит любит»
Родители часто используют эту фразу по отношению к детским проблемам. Например, так они объясняют маленькой дочке, что дерганье за косички и драки — это норма. Хотя в действительности это может быть совсем не так.
«Пока я плачу за тебя, ты будешь делать всё так, как я скажу»
Есть родители, которые воспитывают детей по такому принципу. Некоторые и вовсе говорят: «В этом доме ничего твоего нет, ты ничего не заработал, всё куплено нами». Это приводит к уменьшению границ, сужению образа «Я», принижению значимости. Дети понимают, что они не обладатели, а временные пользователи.
Правило одного подарка
Например, если ребёнок родился в Новый год, то он получает подарок лишь на этот праздник. То есть остаётся без подарка на день рождения. Или наоборот.
Постоянное сравнение
Сравнение с другими детьми или собственными достижениями в прошлом может привести к чувствам зависти и ревности у ребёнка, ощущению несправедливого отношения.
Недостаток коммуникации
Отсутствие открытого и доверительного общения между родителями и детьми может привести к разрыву отношений и недопониманию.
Чистая тарелка
Часто родители заставляют ребёнка съедать всё, что лежит у него на тарелке. Не стоит удивляться, что потом у таких детей в подростковом или взрослом возрасте будет расстройство пищевого поведения.
Строгий контроль за каждым шагом
Когда родители постоянно следят за детьми и контролируют их действия, это вызывает раздражение у «объекта наблюдения». Ребёнок чувствует, что ему не доверяют, и это может повлиять на его самооценку и уверенность в себе. Вместо того чтобы контролировать каждое движение, взрослые должны научить детей самостоятельности и ответственности, позволяя принимать часть решений лично и извлекать из них уроки.
Следующий пункт вытекает из предыдущего.
Вы следите за переписками вашего ребёнка (и не говорите ему об этом)
Родители часто хотят знать пароли от аккаунтов детей, чтобы иметь к ним доступ в экстренном случае. Это нормально, ведь безопасность превыше всего.
Но некоторые взрослые злоупотребляют этой возможностью и заходят слишком далеко. Если вы постоянно проверяете историю поиска вашего подростка или читаете его личную переписку, он чувствует, что его предали. Ещё хуже, если вы делаете это тайно. Постоянная слежка разрушает доверие.
Навешивание ярлыков и негативные эпитеты
Если непрерывно говорить ребёнку, что он плохой, ленивый или тупой, его самооценка серьёзно пострадает. Помните, что слова имеют большую силу, и нужно выбирать их с умом. Вместо чрезмерной критики попробуйте поощрять детей, выражать свою любовь и поддержку. Позитивное обращение способствует развитию самоуважения и повышению мотивации.
Вы требуете уважения
В этом случае важно разделять два значения, которые может иметь слово «уважение». Оно может проявляться по отношению к авторитету или личности. Эти два понятия часто путают.
Когда взрослые говорят о взаимоуважении, они нередко подразумевают, что если подросток не будет уважать их авторитет, значит, не будет уважать и как личность. Но иногда родителям нужно вспоминать о том, что уважение собственного авторитета необходимо заслужить.
Вы можете ожидать, что ваш подросток будет уважать вас как человека. Однако тинейджеры не принимают установку «Я твой отец / твоя мать, и поэтому ты должен меня уважать». Если вы будете просто требовать от детей уважать ваш авторитет, вы не получите ничего, кроме сопротивления.
Врать нехорошо
Об этом знают дети и взрослые. Согласитесь, что и вы сами при каждом удобном случае напоминаете ребёнку, что обманывать нельзя.
Начните с себя! Пообещали новую игрушку за уборку комнаты, а потом «забыли» об этом? Вы просто соврали, чтобы получить желаемое. Доверие малыша к вам пропадает. И видя, что родители так обыденно относятся ко лжи, совсем скоро он тоже начнёт врать по поводу и без.
Отнимать право быть ребёнком
Всем родителям хочется, чтобы их дорогое чадо стало образцом правильного поведения. Но стоит ли требовать от трёхлетки того, чтобы он молча сидел за столом и умело орудовал вилкой с ножом, поедая обед? Дети не способны на зрелое поведение — тут бессильны крики и наказания.
Не крадите у малыша детство! Не пытайтесь вырастить образцового ребёнка, запрещая ему все то, что и делает детство детством.
Эмоциональное или физическое насилие
Многие дети и взрослые могут испытывать досаду и раздражение от эмоционального или физического насилия со стороны родителей. Крики, удары или оскорбления — это всё формы насилия, разрушающие доверие и отношения между родителями и детьми. Насилие воспитывает агрессию и страх и не способствует нормальному развитию ребёнка. Все конфликтные ситуации можно решить мирным путём, общением и взаимопониманием.
Дети могут посодействовать родителям понять их, проявляя свои чувства, эмоции и идеи, общаясь открыто и искренне. Вот несколько таких способов:
1. Открывайтесь друг другу: ребёнок может делиться мыслями, чувствами, опасениями и радостями с родителями, чтобы помочь взрослым лучше понять детский внутренний мир.
2. Говорите о своих ощущениях: дети могут рассказывать о своих эмоциях и чувствах, чтобы родители могли понять, что происходит с их ребёнком и какие ситуации вызывают у него определённые реакции.
3. Поддерживайте открытый диалог: дети могут задавать вопросы, обсуждать свои интересы и проблемы с родителями, чтобы создать доверительные отношения и улучшить взаимопонимание.
4. Помогайте родителям разобраться в своих чувствах: дети могут помогать родителям понять собственные чувства и реакции на определённые ситуации, обращая внимание на свои реакции.
5. Совместные занятия и развлечения: проведённое вместе время и общие увлечения позволяют родителям лучше понять интересы и потребности детей.
Чем больше общения и взаимодействия между детьми и родителями, тем глубже уровень понимания друг друга. Важно помнить, что взаимное понимание — это двусторонний процесс, где инициатива и ответственность лежат на родителях и детях. Построение доверительных отношений — процесс постоянный, требующий внимания и времени. Будьте терпеливы, открыты и искренни в общении со своими детьми, и тогда у вас обязательно получится найти общий язык и укрепить связь в вашей семье.
Родители должны размышлять над своими методами воспитания и уделять больше внимания позитивному обращению, доверию и свободе. Создавайте гармоничную и здоровую атмосферу в семье.
Автор статьи: Полина Шутова, специалист по социальной реабилитации Центра комплексной реабилитации и адаптации детей с ОВЗ «РАСсвет» в Краснодарском крае.
Наши контакты: сайт http://project7803490.tilda.ws/
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.
Читайте другие статьи: