Нейросети не преследуют личного обогащения, анализируют огромные массивы информации за считанные секунды, не ограничены возрастными изменениями. Политики же врут в предвыборных обещаниях (за очень редким исключением), меняют свои взгляды, и, слишком часто, стремятся любой ценой удержать власть и борются за обогащение себя и своего круга.
Так не стоит ли задуматься о том, чтобы заменить политиков на специальные государственные нейросети? Чтобы заложенная модель поведения и матрица ценностей предусматривала заинтересованность в росте благосостояния граждан, развитии человеческого потенциала и научно-технического прогресса.
Ученые уже провели такую симуляцию
Ученые из Стэнфордского университета США провели такую симуляцию. Они предоставили пяти разным нейросетям по воображаемому государству. Всего разыгрывались три сценария: мирная жизнь, кибератака и вторжение.
Как оказалось, нейросетевые модели склонны практически при любой конфликтной ситуации применять ядерное оружие! В одной из симуляций ChatGPT4 даже сослался на текст вступления из «Звездных Войн», чтобы оправдать применение оружия массового поражения. Если упрощать, логика такая: у других тоже есть ЯО, тогда зачем себя сдерживать и ждать удара?
Точной причины, по которой нейросети так резко переходят к эскалации конфликта нет. Там, где человек проявил бы осторожность, языковые модели уже готовы нажимать на красную кнопку. Возможно, это вопрос инстинкта самосохранения, но ведь нейросеть обучается на литературу, новости и события из человеческой истории, которая пропитана этим инстинктом.
Несмотря на это, нейросети уже применяются в военных и некоторых внешнеполитических целях для анализа. Это помогает проводить оперативный анализ и принимать решения в сжатых сроках. Ученые, которые провели симуляцию, предупреждают, что языковые модели могут звучать убедительно, но принимаемые ими решения не всегда верные.
Другой вопрос — а нужно ли вообще менять политиков на что-либо?
В России пока довольно короткий демократический процесс, по этой причине в обществе между «государственным деятелем» и «политиком» стоит знак «равно». Однако у них совершенно разные задачи и ответственность.
Политик — это лицо, которому большинство в его избирательном округе доверило представлять свои интересы. Он может придерживаться спорных взглядов, иметь мало опыта и вообще быть не самым умным, но если стоящие за ним избиратели считают, что именно он представляет их интересы, то значит так оно и должно быть. И пусть дерется в парламенте: на следующих выборах избиратель сам решит хорошо это или плохо.
Политик принимает решения и отстаивает их перед другими политическими силами: оппозицией, своими соратниками, группами влияния, СМИ и так далее. А вот реализация этих решений и превращение их в жизнь — уже задача государственных деятелей, бюрократического аппарата. Именно им нужно быть профессионалами и компетентными, чтобы обеспечить принятие мер и их дальнейшее соблюдение.
Политик представляет за собой какую-то общественную силу, консенсус большинства. Нейросеть же не может представлять чьи-либо интересы, так как не имеет собственных взглядов. На разных этапах строения государства могут потребоваться тяжелые и неоднозначные решения: например, встанет вопрос приватизации или ликвидации неэффективных госпредприятий, которые вредят конкуренции и при этом экономически нежизнеспособны. Это приведет к краткому всплеску безработицы и обеднению людей, которое вскоре закончится и приведет к появлению новых рабочих мест и росту благосостояния. Что сделает нейросеть?
Уж точно она не будет спрашивать людей, а выберет наиболее эффективное решение в соответствии с той перспективой, которой ей скажут. В перспективе года лучше сохранять эти предприятия, в перспективе десятилетия — ликвидировать.
Политик же будет опираться на свой электоральный цикл и ожидания избирателя: да, средний срок его полномочий 4-6 лет, но ведь могут отправить в отставку до этого. А если решение будет неверным или после приватизации начнется новая пандемия и через 4-6 лет люди не разбогатеют, то они ведь уже не выберут его.
Поэтому политику придется искать больше вариантов действий, общаться с разными группами влияния, добиваться компромиссных решений. В результате, в работающей политической системе, итоговое решение будет более сложным, выверенным и долгим, зато учитывать больше интересов и обеспечивать долговременную стабильность.
Упрощая: нейросеть принимает одно быстрое решение отталкиваясь от сухих цифр. Политик принимает десятки небольших решений, чтобы разобраться с одной ситуацией. Это дольше, сложнее, но позволяет обществу с меньшими потерями двигаться вперед.