Найти тему

7-й Вселенский Синод

Возлюбленные братья и сестры, обращаясь однажды к пресвитерам Ефесской церкви, святой Павел сказал им, что он знает, что после его ухода к ним придут дикие волки и не пощадят стада. Даже из их среды появятся люди, которые будут искажать истину, чтобы увлечь учеников за собой (Деян. 20, 29-30).

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души


Так было во все века истории и жизни Церкви, потому что появлялись различные еретические мыслители, которые приходили к антиправославным учениям и создавали проблемы для Церкви Христовой.

Дьявол всегда борется против Церкви, он ненавидит личность Христа и хочет изменить учение Господа. Именно с этой точки зрения мы должны рассматривать ереси.

Действительно, еретики использовали философию и спекуляции для решения богословских вопросов, но проблема в том, что у них не было чистого сердца, через которое действует Бог, как говорит Христос в Блаженствах: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Это означает, что бесы действуют в нечистых сердцах, и, в конечном счете, ересь - это действие бесов.

В VIII веке появилась еще одна ересь, известная как иконоборчество, которая выступала против написания святых икон. Христиане пишут иконы Христа, Богородицы, святых и целуют их, прося благодати у Христа. Но несториане, павликиане и монофизиты отвергали почитание святых икон, потому что у них была проблема с человеческой природой Христа, у каждого по своим причинам.

И вот в 726 и 730 гг. император Лев III издал две прокламации против святых икон и запретил их почитание. Позже это повторил император Константин V [сын Льва]. Православные отцы боролись против этих решений, так как на своем опыте знали о великой силе Христа, Богородицы и изображенных святых и о ценности их икон.

В 787 г. в Константинополе по инициативе императрицы Ирины Афинянки и ее сына Константина собрался VII Вселенский Синод. Председательствовал на нем Тарасий, патриарх Константинопольский. Этот Синод признал недействительным иконоборческий Синод, состоявшийся в 754 году, в царствование Константина V, предал анафеме еретиков-иконоборцев и закрепил православное учение о святых иконах.

Этот Вселенский Синод основывал свою позицию на учении Василия Великого, патриарха Константинопольского Германа и, в особенности, преподобного Иоанна Дамаскина. Согласно православному учению, существует разница между истинным поклонением (которое должно воздаваться только Богу, Божественной природе, а не иконам и святым) и благоговейным почитанием святых икон. Причем это почитание направлено на изображенного человека. Это значит, что, целуя святые иконы, мы почитаем не материю, из которой они сделаны, а ипостась изображенного на них человека.

Святой Павел
Святой Павел

Православная икона учит тайне воплощения Сына и Слова Божия, и отказ от почитания иконы Христа равносилен отрицанию Его воплощения. Кроме того, святые изображаются и почитаются потому, что они являются членами Тела Христова и имеют в себе благодать Божию. Иконы являются носителями Божественной благодати так же, как человеческая природа Христа служила для того, чтобы привести в действие его Божественную природу. Так они творят чудеса. Таково, вкратце, богословие святых икон, которое в действительности является богословием воплощения Христа, исповедуемого Вселенскими Синодами и святыми как членами Его славного тела.

Важным в этом Синоде является также упоминание о том, что Христос является обручником святой Церкви, что Он находится со своими учениками во все века и даровал им свет, чтобы они узнали Его, чтобы искупить их от тьмы идолопоклоннического безумия. И все же, увлекшись коварным врагом, еретики отказались от этого дара и от традиции Церкви.

Это и многое другое показывает разницу между святыми отцами и еретиками. Вот почему на этом Синоде были анафематствованы все еретики поименно, начиная с Ария и кончая теми, кто был в то время, и в то же время было провозглашено православное учение о благоговейном почитании икон. В одном месте Трудов говорится: И мы также принимаем голоса Господа, апостолов и пророков, через которых мы были научены почитать и превозносить. Это предложение показывает огромную разницу между эмпирическими богословами, Отцами, и богословами-философами, которые, поскольку имели нечистые сердца, были активизированы злыми духами.

Эмпирические богословы, какими были пророки, апостолы и отцы, знают из своего опыта, что, когда человек достигает видения славы Божией в ипостаси Слова, он видит Божественный свет, выходящий за пределы познания и ощущения. Здесь нет места домыслам, воображению или заблуждению. После откровения они могут изображать Христа, Богоматерь и святых на иконах, но они прекрасно понимают, что несотворенные слова, то есть откровенный опыт - это одно, а сотворенные изображения - совсем другое. Последние могут намекать на эту несотворенную славу, но не могут выразить ее адекватно.

Эмпирические богословы также знают, что целующие и почитающие святые иконы получают от Бога благодать, соответствующую их духовному состоянию, и таким образом в них разгорается пламя, желание видеть несотворенную славу Божию.

Именно с этой точки зрения мы целуем Животворящий Крест, святые иконы Христа, Богоматери и святых, святые мощи и освященные святыни. Мы прославляем Христа, ставшего человеком, обожествившего человеческую природу и сделавшего нас членами Церкви, членами Своего славного тела.