К сожалению, российский автопром за последние десятки лет так и не смог добиться прогресса по меркам мирового уровня. Видимо, время ещё не пришло, нет правильных людей и грамотно выстроенной системы, которая могла бы поспособствовать постоянному развитию нашего автопрома.
А тут ещё кризис, который длится третий год, и, по сути, мы начали всё с нуля. Вместо европейских партнёров теперь китайские, что на самом деле не очень хорошо, ведь китайцы сами только в стадии роста, и у них есть проблемы, которые отражаются на наших авто. Учитывая, что Лада теперь зависит от китайских комплектующих, а они не самые лучшие, то качество самой Весты NG снизилось, и об этом говорят сами владельцы.
Но с отстающим автопромом можно жить, и на Ладах можно ездить, та же Веста NG неплохо выглядит и в целом стала более современной. Всё бы ничего, как говорится, но цены на Лады совсем не радуют. Причём последние несколько лет они растут практически без остановки.
Для сравнения давайте вернёмся на несколько лет назад, посмотрим, сколько стоили Лады в 2021 году и как дорожали, а потом глянем реальные цены в автосалонах сейчас.
Сколько стоили Лады 3 года назад
Нива Легенд в начале 2021 года стоила 587 900 рублей, а к концу года её цена выросла до 675 900 рублей. Рост на 88 000 рублей или 15%. В этом году цена 3-дверной Нивы начинается с отметки 980 тысяч рублей. Но по факту у дилеров вы, скорее всего, такой цены не найдёте. Настоящая цена – около 1 млн и более. В итоге рост за 3 года почти в два раза.
Нива Трэвел в начале 2021 года стоила 738 тысяч за базовую версию, а к концу года подорожала до 858 900 рублей. Рост на 120 тысяч или 16,4%. Сейчас минимальная прайсовая цена Трэвел – 1 млн 250 тысяч, у дилеров дороже, а топ-версия перевалила за 1,5 млн. Рост значительный.
Гранта в начале 2021 года стоила 488 тысяч за базовую версию, к концу года цена выросла до отметки 587 тысяч. В итоге рост на 99 тысяч или 20%. Спустя 3 года начальная цена по прайсу – 699 тысяч, и это единственный случай, когда топ-менеджеры АвтоВАЗа решили сжалиться над народом и не поднимать сильно ценник.
А потом ещё и кичились этим, мол, посмотрите, Гранта – это народный автомобиль, его цена всего 700 тысяч. Только за эти деньги вы получите абсолютно пустой авто, грубо говоря, руль, педали и колёса. Да и найти Гранту за 699 тысяч у дилеров практически невозможно. Надо ехать в Тольятти и покупать там.
Зато Веста – пример самого большого роста цены. В начале 2021 года Веста в минималке стоила 677 тысяч, а к концу года ценник вырос до 836 тысяч. Рост – 159 тысяч или 23%. Спустя 3 года Веста стоит почти 1,5 млн за базу, если не считать возможные скидки.
Самая дорогая Веста Спорт универсал стоит 2,4 млн, и это на механике, когда появится версия с китайским вариатором, то ценник спокойно перевалит отметку 2,5 млн. Помню времена, когда люди в комментариях не верили, что Лады могут стоить более 1,5 млн. Сейчас эти воспоминания вызывают улыбку.
Повышение цен в 2024 году
Недавно АвтоВАЗ снова поднял цены. О предстоящем повышении говорил Максим Соколов ещё неделю назад. Правда, цены выросли выше обозначенных 3%. Больше всего подорожала Гранта. Базовую версию без подушек безопасности и других опций решили не трогать, она, как и раньше, стоит 700 тысяч. Зато следующая комплектация выросла в цене на 51 тысячу и теперь стоит минимум 851 тысячу. Прибавка составила 6,4%.
Другие комплектации Гранты также стали дороже на 51 тысячу. Самая дешёвая Гранта с подушками безопасности и мотором Евро-5 стоит 911 тысяч. Версия с кондиционером – от 992 тысяч, а с подогревом сидений – от 1,02 млн. До 1 млн все машины идут с 90-сильным 8-клапанным мотором. Версии со 106-сильным 16-клапанным мотором стоят дороже 1 млн. Гранта Спорт со 118-сильным мотором теперь стоит 1 млн 464 тысячи рублей.
Нива Легенд подорожала на 4-6%, сейчас цена стартует с отметки 981 тысяча. Нива Трэвел теперь стоит от 1 млн 270 тысяч. А вот подорожание Весты NG, похоже, отложили, прайс остался без изменений. Но не надо забывать, что АвтоВАЗ вовсю агитирует за повышение ставки утилизационного сбора, и глава Минпромторга заявил, что оперативно рассмотрит этот вопрос. Скорее всего, ставку поднимут, что приведёт к очередному повышению цен. Как раз под это событие могут поднять стоимость Весты NG, так как её китайские конкуренты значительно вырастут в цене, и у Весты появится место для ценового манёвра.
В общем, цены продолжают расти, и кажется, что конца и края этому не видно. Я лично с уверенностью могу сказать, что цена самой дорогой Лады в ближайшие годы перевалит за 3 млн рублей. Кто-то в это не поверит, как и раньше не верил, что Лада может стоить дороже 1,5-2 млн. Но реальность настолько стремительна и изменчива, что большинство людей не успевают меняться вслед за ней. Точнее, доход людей не успевает меняться вслед за ростом цен.
Реальные цены в дилерском центре
Новые цены по прайсу – это одно, а сколько стоят Лады по факту у дилеров? И на этот вопрос у меня есть ответ. Давайте посмотрим реальные цены в дилерском центре.
Веста SW
Начнём с Весты SW универсал в комплектации Comfort-24. Она имеет новый мотор 1,8 л 122 л.с. в паре с китайским вариатором. Цена у дилера – 1 727 500 рублей. Допов положили на 8600 рублей, что не много, но это за коврики в салон и багажник. Самому их можно купить в 2 раза дешевле. Но суть не в этом, удивляет кредитная ставка – 18,9%. При первоначальном взносе примерно в 1 млн ежемесячный платёж будет 24 594 рубля на 5 лет.
В итоге стоимость кредита выйдет в 1,5 млн плюс 1 млн, внесённых изначально, и того цена такой Весты – 2,5 млн вместо 1,7 млн. Как вам такой расклад? Это уже не машина, а ипотека на колёсах. Причём это цена одной из базовых версий, в салоне на передней панели будет две пустых ниши и аудиоподготовка, на руле нет кнопок, а на колёсах – колпаки. Из плюсов – есть кондиционер и 2 подушки безопасности.
Веста седан
Идём далее. Теперь глянем на Весту седан в комплектации Comfort. Она идёт с мотором 1,6 л 106 л.с. и 5МКПП. Это базовая версия, то есть самая дешёвая Веста. Цена, как вы видите, – 1 459 900 рублей. Кредитная ставка также 18,9%, месячный платёж – 14 876 рублей на 5 лет. То есть полная стоимость авто с кредитом будет более 2 млн. Но это цена без учёта скидок.
Глядя на салон, реально удивляешься, в нём нет практически ничего. Ни подушек безопасности, ни мультируля, ни обогрева передних сидений. На колёсах – штамповки. Единственное, что тут может порадовать – это диодная оптика и кондиционер.
Зачем вообще в 2024 году выпускать и продавать базовые версии? Это как-то не очень хорошо по отношению к людям. Вот китайцы молодцы, у них вообще нет бедных комплектаций, чтобы человек не чувствовал себя обделённым. А здесь купил Ладу за 1,5 млн, а она пустая, как барабан.
Гранта седан
Гранта седан в комплектации Comfort 24 с мотором 1,6 л 106 л.с. 5МКПП стоит 1 128 150 рублей, включая допов на 50 тысяч рублей. Комплектация чуть выше средней, поэтому оснащение не самое бедное. Есть 2 подушки безопасности, кондиционер, обогрев сидений, аудиосистема и т.д. Зато кредитная ставка уже 19,5%, и если внести первоначальный взнос более 50%, то ежемесячный платёж будет примерно 15 тысяч рублей на 5 лет. В итоге переплата тоже не маленькая.
Ну и напоследок смотрим Ниву Трэвел в комплектации Classic 24 мотор 1,7 л 80 л.с. 5МКПП. Это вторая после базовой комплектация, и стоит она 1 303 990 рублей, включая допы на 34к. В оснащении нет ни подушек безопасности, ни обогрева сидений, ни кондиционера. В общем, смотреть там не на что и особого желания нет. Машина морально устарела и своих денег не стоит. Но по нынешним временам это ещё не дорого, какой новый внедорожник сейчас можно купить за 1,3 млн? Никакой.
Выводы
В итоге мы наблюдаем стабильный рост цен на автомобили Лада, который, скорее всего, продолжится и в следующие годы. Тем более что этому поспособствует вероятное повышение ставки утилизационного сбора, которую хотят повысить с 300 тысяч до 1 млн рублей за несколько лет. Представьте, сколько будут стоить автомобили в России где-нибудь в 2030 году? Лучше об этом не думать, чтобы не портить себе настроение.