Продолжу делать обзор коллективов кентерберийской сцены. Одна из самых разносторонних и многогранных групп этого направления - Gong. Это интереснейший французско-английский коллектив, музыканты которого постоянно были в поиске, фантазировали и экспериментировали. Началось всё с того, что их лидер на то время Дэвид Аллен поселился на вымышленной им планете Гонг и начал описывать её историю. В разные периоды у группы менялись лидеры, а так же стиль и саунд, но все их альбомы были очень интересны и по-своему уникальны. Их самые ранние работы были ещё сыроваты, а позже у группы наступила, вообще, полная неразбериха. Одно время существовало даже два состава Гонга. В 90е годы образовалась группа Gongzilla, которая являлась одним из клонов старого коллектива. Лично я очень люблю их работы всех временных отрезков, но ограничу свой обзор только альбомами 70х годов. Иначе я просто могу запутаться.
9е место Flying Teapot Radio Gnome (1973) Это первая часть о летающих чайниках с планеты Гонг, которую придумал Дэвид Аллен. Возможно, некоторые удивятся, что я поставил его так низко. Для многих этот период является эталонным у Гонга. Мне он тоже нравится. В нём было очень много удивительных находок. Но так же много и сумбура. Музыкальной целостности в нём ещё нет.
8е место Angel's Egg Radio Gnome (1974) Это вторая часть трилогии, которая повторяет смысловую и музыкальную форму первой части.
7е место Camembert Electrique (1971) Это один их самых ранних альбомов группы Дэвида Алена. Но в нём уже хорошо чувствуется свежесть и оригинальность его идей.
6е место Time Is the Key (1979) Этот альбом из периода, когда узды правления Гонгом взял Пьер Мерлен. Он уже сильно отличался от Алленовского периода. И не все ценят их работы тех лет. Но мне очень нравится такой фьюжн с фантастическими перкуссиями Мерлена.
5е место Downwind (1979) Альбом был записан с участием Майка Олдфилда. И его дух там тоже чувствуется. А, вообще, к этой работе были привлечены ещё много замечательных музыкантов - Дидье Локвуд, Стив Уинвуд, Мик Тейлор. Очень приятный фьюжн.
4е место Expresso II (1977) Эта работа является продолжением альбома 76го года Gazeuse! Он и в музыкальном плане повторяет его ключевую форму. Очень крепкий и динамичный фьюжн.
3е место Gazeuse! (1976) Первый альбом, в котором лидерство группы перехватил Пьер Мерлен. И он уже сильно отличался от их предыдущих работ. Психодельный дух в нём ещё чувствовался, но акценты уже были расставлены в сторону джаза. В итоге получился очень классный и интересный фьюжн. А фантастические звуки перкуссий Мерлена, которые сливаются с гитарой Алена Холдсворта, завораживают.
2е место Shamal (1976) Этот альбом был записан уже без Дэвида Аллена, но его дух в нём ещё присутствует. Пьер Мерлен бразды правления ещё не взял в свои руки, а лидером на нём я считаю гитариста Стива Хилледжа. По стилю это был переходный альбом между электрическим психоделом Аллена и фьюжном Мерлена. В таком сочетании альбом получился очень интересным и оригинальным.
1 место You (1974) По сути, этот альбом является третьей частью Radio Gnome. Его две первые части я прикрепил в хвосте музыкального поезда своего рейтинга. А этот ставлю локомотивом. По музыкальной форме это уже совсем другая работа, более зрелая и серьёзная. Для тех лет выглядел очень необычно. Его контрасты и непредсказуемые обороты удивляли и восхищали. А психодельные краски создавали невероятные, фантастические образы и пейзажи удивительной планеты Гонг.
Поздние работы Гонга так же очень интересны. Особо выделил бы этот альбом.
Из сольных работ участников этого коллектива мне ближе всех альбомы Стива Хилледжа.
У Гонга было много подражателей. Одна из них группа Ozric Tentacles. Они очень много переняли из саунда Гонга. Это очень интересный коллектив, выпустивший довольно много классных альбомов. Но их главный недостаток – все они слишком однообразные и похожие.
Если выделить из их обширной дискографии особо интересные и оригинальные работы, я бы отметил эти альбомы.