Найти тему

Искусство конструктивного диалога. Никита Непряхин

Искусство конструктивного диалога. Никита Непряхин

Существует три ошибки в общении людей. Первая – это говорить прежде, чем нужно. Вторая: не говорить, когда это нужно. И третья – говорить, не наблюдая за слушателем.

Общение является не только базовой потребностью, но еще и наукой, и искусством.

Как эффективно коммуницировать расскажет Никита Непряхин, писатель, бизнес-тренер, основатель Школы Критического Мышления и лаборатории Business Speech Science Research.

Первый закон коммуникации, по мнению гостя программы, заключается в том, что неважно, что хотели сказать вы, а важно только то, что понял ваш собеседник.

Коммуникативных барьеров насчитывается невероятное количество, условно их можно систематизировать на внешние и субъективные. К первым относится дискомфортная обстановка, не тот контекст, фоновый шум. Онлайн платформы для связи типа Zoom также добавили барьеров, так как при подобном виде общения возникает много нюансов в рамках коммуникации. К субъективным причисляются отличные понятийные аппараты, системы ценностей, тезаурус (совокупность слов и терминов, описывающих какую-то предметную область, специальная терминология) и разные цели в разговоре.

Принято считать, что с аудиторией нужно говорить о том, что интересно ей, а не оратору. Как же в таком случае продать новаторскую идею, которой ты горишь, но при этом она абсолютно не интересна слушателям? Тут на помощь приходит фундаментальная вещь, которая полезна и в коммуникации, и в публичных выступлениях, – это фокус внимания. Именно он позволяет быть блестящим оратором и хорошим коммуникатором. Если перед выступлением охватывает страх ошибиться, волнение за свой внешний вид или речь, значит, весь фокус внимания направлен на себя, а должен на собеседника. Когда есть понимание, что аудитория не вовлечена, но нужно донести интересную лишь оратору информацию, публичный человек перед представлением своих аргументов должен актуализировать, обратить внимание и вызвать интригу. Нам всегда хочется рассказывать о чем-то на основе собственных знаний, но если речь идет не о дружеском, а о профессиональном выступлении, то работа строится совсем по иным жанрам.

Все великие исторические речи длились не более двадцати минут. Знаменитая геттисбергская речь Авраама Линкольна (1809-1865), произнесенная на открытии солдатского кладбища в 1863г. содержала 272 слова и звучала чуть более двух минут. Ограничения касаются не только длины, но и краткости. Этот момент имеет широкий охват, так как затрагивает нашу память, когнитивные способности и ориентиры. Краткость все еще сестра таланта, и чтобы подготовить большую речь, особые усилия не требуются. Это зачастую импровизация, словоблудие, поток размышлений в реальном времени. Чем короче речь, тем больше нужно вложить для ее создания, ведь убедить, замотивировать и доказать что-то за несколько минут крайне сложно.

Классическая формула, которой многие пользуются, звучит как 7 ±2, она встречается в менеджменте, основах визуализации и публичных выступлениях, ее вывел американский когнитивный психолог Джордж Миллер (1920-2012), который в середине 50-х годов исследовал краткосрочную память. Для публичных ораторов именно она является главным ресурсом, так как, согласно исследованиям, человек качественно запоминает от 5 до 9 структурных блоков. На сегодняшний день объем краткосрочной памяти сократился до 5±2 и происходит когнитивная деградация. Это связано с количеством получаемой информации, инфошумом, и, конечно же, использованием гаджетов.

Многие считают, что до сих пор доминирует клиповое мышление, когда фокус внимания удерживается в течение 3 минут (стандарт клипа на телеканале MTV). На данный момент самый популярный формат в медиа – рилсы длиной 15 секунд. Это не экстраполируется на публичные выступления, когда целенаправленно получаешь информацию, но нельзя игнорировать подобную мировую парадигму. Если раньше использовался академический час в 40 минут по Макаренко (20 минут теории, 20 минут практики), то сейчас формат сократился до 3-5 минут. Все сжимается и уменьшается, и чем короче любая публичная речь, тем лучше для восприятия.

Софико Шеварднадзе и Никита Непряхин поговорили о том, в чем феномен харизмы? Корректен ли пристальный взгляд? Как правильно слушать? Можно ли различить манипуляцию и настоящий интерес? Стоит ли вступать в спор? Как грамотно отвечать на критику и оскорбления? Нужны ли консенсусы и компромиссы? И является ли громкость голоса залогом успеха?