Как-то раз, несколько лет назад, здесь, на Дзене, мне попалась статья про доказательства того, что среди нас жили великаны. Но следы их пребывания, естественно, подчистили: книги с упоминанием о них сожгли, а картины закрасили. Несмотря на это кое-какие следы их существования все-таки остались. Не смогли все уничтожить. Но даже эти немногочисленные остатки указывают на то, что еще совсем недавно, наравне с обычными людьми, по нашим улицам ходили великаны пяти - шести метров ростом.
Наверняка вам тоже попадались подобные публикации. И про великанов, и про засыпанные нижние этажи городов, и про летающие тарелки среди иероглифов, и много про что еще. Возможно, что даже среди этого альтеративного разнообразия попадаются настоящие артефакты, которые объяснить традиционной моделью не получается. Но все-таки надо иметь трезвую голову на плечах и уметь весь этот альтернативно-исторический бред фильтровать.
Поэтому давайте начнем фильтровать с истории с великанами. Да, действительно, великаны встречаются в сказках. Это факт. Но там и драконы, есть, и волшебники... а какие, собственно, есть еще доказательства? В той статье было приведено целых два: высокие двери в европейских храмах и огромные книги.
Утверждалось, что такие двери в церквях делали именно для входа шестиметровых прихожан, да и книги такие выпускались для них же. А для кого же еще?
Теперь давайте разбираться, для чего же на самом деле в соборах были высокие двери. И для кого делались такие огромные книги.
Для примера возьмем Старый и Новый Кафедральные соборы в Саламанке. Старый был построен примерно с 1100 по 1200 года (точных дат не сохранилось). А Новый собор начали строить в XVI веке, а закончили в XVIII. Сооружения эти очень сильно отличаются по своему размеру и вместимости.
Если Старый собор вмещал примерно 400-500 человек, то Новый уже 5-7 тысяч. И как же должны были входить и выходить все эти люди? Через маленькую невысокую дверцу? А если бы что-то случилось и всем нужно было выйти быстро? Но если сделать просто широкую дверь, рассчитанную на рост обычного человека, то возникнут проблемы.
Дверь будет слишком тяжелая, а петли будут расположены на небольшой высоте и не смогут долго удерживать такую конструкцию. Поэтому логично сделать дверь повыше, петли тоже расположить повыше, и все прекрасно будет работать. Просто представьте себе, как распределена нагрузка на петли. Двери будут прекрасно открываться, а большие количества людей входить и выходить без проблем. В больших дверях, кстати, всегда делались маленькие, для входа и выхода небольшого количества людей.
Второй аргумент в пользу высоких дверей - это пропорции. Соборы строились, как величественные сооружения, которые должны были возвышаться над остальными постройками. Соответственно, двери у них должны были соответствовать фасадам. Соборы строили архитекторы с хорошим художественным вкусом и тонким чувством пропорций. Поэтому даже высокие двери они обрамляли еще более величественными порталами, чтобы все это смотрелось гармонично и соразмерно.
И третий аргумент в пользу высоких дверей: в эти двери входили не только люди. Но не великаны, нет. В такие высокие дверные проемы выносили образы Иисуса, Девы Марии и святых. Это были деревянные скульптуры в человеческий рост или чуть ниже. Эти образы ставили на специальные носилки, носилки поднимали на плечи и выносили на улицу через вот такие высокие двери. Собственно, и сейчас на большие религиозные праздники, типа Пасхи, тоже выносят. Всякие хоругви и прочую церковную атрибутику тоже сложно было бы пронести в обычную дверь.
Ну, хорошо. А книги-то, книги такие огромные для кого писались? Как ни странно, для обычных людей. Вернее, для людей нормального роста, которые стояли на значительном от этих книг расстоянии. Такие огромные книги - это ноты для церковных песнопений. В них есть и тексты, и ноты. И ставились они на специальном пюпитре в центре хоров.
Хоры в больших соборах обычно выстраивались буквой П. С трех сторон стояли монахи, а в центре располагался такой пюпитр с тремя книгами, возле каждой стоял монах, который переворачивал страницы. Написано в книгах было крупно, все монахи должны были видеть, что они должны петь.
Книги эти были действительно огромными. Страницы делались из тонкой, хорошо выделанной кожи. А ноты тогда были другие. В средневековье существовало несколько типов записи музыки. Они сменяли друг друга, постепенно совершенствуя способы передачи звуков.
Невменная нотация появилась примерно в IX веке и показывала не абсолютную высоту звука, а только обозначала примерные контуры мелодии, подъемы и спуски голосов и ритмическую структуру произведения. Невмы указывались над текстом и просто напоминали певцам мелодию, которую те сначала должны были выучить наизусть.
Потом, веку к XI, появилась Грегорианская нотация, которая имела четыре линии, обозначающие конкретную высоту звука. Система называется тетралинейной и именно ей записывался Григорианский хорал.
Позже, веку к XIII - XIV, появилась мензуральная нотация. Она уже позволяла обозначать длительности и записывать сложные мелодии и даже полифонию.
На вид эти древние системы нотной записи не очень похожи на современную систему. Поэтому не все понимают, что то, что там записано - это ноты. Чаще там написаны тексты. Но по этим текстам именно пели, причем пели хором. И одна такая огромная книга предназначалась для целой группы певцов, которые смотрели на нее издалека.
А еще альтернативщики очень любят фигурку астронавта на северном фасаде Кафедрального собора Саламанки. Про нее я обязательно как-нибудь расскажу.