Найти тему

Хазария. анатомия державы

Погодин Б.П. 20 мая 2024

Часть 3

Нам интересна Хазария как исток нашего государства. Она полностью лежит в пределах современной территории России, и имеет прямое отношение к московской государственности. Именно от неё надо вести отсчёт исторической и доисторической летописи нашего великорусского государства.

Говорят, правили в Хазарии иудеи. Скорей всего они могли составлять богатое торговое и владетельное сословие. Иудеев везде было много где торговля. Но нет никаких оснований Хазарии приписывать иудаизм как религию и культуру. Их было сильно много и в Киеве. Были иудейские слободы, погромы и законы, ограничивающие иудейское ростовщичество. И поселились они там раньше полян и рюриковичей, ещё в бытность Киева хазарским городом. Но никто не называет Киев иудейским городом.

Хазария жила организованной «государственной» жизнью, потому что в её экономике появилось организующее начало – торговля. Торговля по волжскому, донскому и днепровскому пути. А Киев был пограничной крепостью и товарной базой – логистическим центром, куда свозили «хазарский выход». Другими словами дань собиралась др-русскими князьями по поручению и в пользу Хазарского каганата

Интересен вопрос, а каким образом на русских (хазарских) реках появилась торговля? Русь однозначно не была привлекательна как рынок сбыта. Жидковато и бедновато. А вот дальняя Европа – да. Но европейская торговля шла по Средиземному морю и никогда никакие волги и днепры не были и в помине. Но случилось событие, которое поменяло картину. Это арабское пиратство в средиземноморье в 6-7 веках. Оно убило всю средиземноморскую торговлю на корню. Тут-то и вспомнили о хазарских реках. Через Астрахань на средний Дон вышла северная ветка Шёлкового пути. Кстати, Шёлковый путь условно шёлковый. Торговали всем, чем можно и скорей всего из Чагатая, Ирана (по Каспию) и Хорасана. Не находим мы никаких китайских артефактов. А название «шёлковый» позднейшее. Шёлк был эксклюзивным товаром и его не могли возить бесконечными караванами. Под шёлком могли пониматься какие-то другие ткани. Иранская парча, например. Так или иначе, именно с этого времени наша часть суши попадает в исторический оборот на оселке большой торговли. До этого торговля была, но только местная. Появились предпосылки хозяйственного роста. И Хазария стала первой державой, выросшей на речной транзитной системе Волги, Дона, Десны и Оки-Вятки. Логистика наше всё. Нашей страны нет без дорог и транспорта.

Где торговля, где деньги, там и охрана. Тут-то и подтянулись варяги в сторожа и силовое охранение, потому что где торговля, там и разбой. Больше желающих поторговать только желающих пограбить. Движение варягов было по сути трудовой миграцией из холодной и безработной Скандинавии. Из зажиточного места не поедут наниматься в ЧОП. Этот факт много говорит о «продвинутости» варягов.

Вывод таков: Русь взросла на логистике и её обслуживании, прежде всего охране. Со временем эту роль на себя перетянули киевские князья, которых приглашали на княжение, по сути назначались. Княжества суть зоны ответственности на торговых путях. Все д-русские княжения сидели, как шашлык, на отрезках торговых путей. Других вариантов не было.

Может вообще неправомерно называть Хазарию государством, державою? Точнее назвать «хозяйствующий субъект» - по-современному. Или торговым союзом. Такие торговые союзы могут обходиться и без государства. Ганзейский союз, ост-индская компания, уральская империя Строгановых, современные транс-национальные корпорации. Но как точка отсчёта нашей истории Хазария больше подходит, чем Киев, учитывая будущий ордынско-московский союз. При этом такие торговые корпорации способны поднимать большие проекты. Но без военной составляющей никакие торговые корпорации не выживут. Торговля плюс война равно Хазария.

Змиёвы валы

Но только ли речные меридиональные пути рассекали наше пространство? Может были и сухопутные? Лучший кандидат на сухие пути змиёвы валы. Это капитальные сооружения общей протяжённостью около 1000км, 10-12 м высотой и 20 м в основании. Для прочности и долговечности валы прокладывались бревенчатой арматурой. Их происхождение и название никто объяснить не может. Считается, что они очень-приочень древние. Похоже на то. Об их создании в историческое летописное время нет никаких упоминаний. Считается, но бездоказательно, что это были валы от набегов кочевников. Это очень странно, ведь можно было их объехать слева-справа. Валы не сплошные. А с позиций симбиотических отношений Степи и Леса, так это вовсе ерунда. Расположены они бессистемно, и совсем не похожи на оборонительные сооружения. Но вот что заметно: частью они иду по берегам рек (по Суле, по Ворскле и по Псёлу), частью соединяют две реки (Буг – Днепр - Днестр) или два города, или выводят от города к реке (Тернополь – Днестр). Очень похоже, что это межбассейновые перемычки и дублёры водного пути. Я лично не вижу иного функционала кроме как дороги. Сухопутные прямоезжие дороги. Вдоль рек они связывал города на реках, ибо реки имеют сильно ограниченный транспортный сезон – весеннее половодье. Это месяц от силы. Много не навозишь и не наторгуешь. Летом реки совсем не судоходны, зимой подавно. С межбассейновыми перемычками тоже понятно. Всё прямо, не заплутаешь. Насыпь всегда сухая – не завязнешь. Современные дороги тоже насыпные.

Если они суть дороги, то из этого два железных вывода. Первый: объём торговли был настолько велик, что оправдывал и окупал строительство и содержание. Второй: была некая серьёзная сила, способная организовать такое масштабное строительство. Это не местная самодеятельность.

Говорите Хазария исчезла? Это она в историографии исчезла. Хазарию вымарали из истории и поэтому найти никак не могут. Сначала её отодвинули куда-то в устье Волги, а потом и вовсе объявили затопленной поднявшимися водами Каспия. Потом была введена насквозь липовая легенда о походе Святослава на хазар и уничтожении хазарского каганата. Надо же прямо пришол, увидел, победил. Такое могучее событие и буквально пару-тройку слов. Никаких подробностей. Зато много вопросов. Какой маршрут походов, где были сражения? Какие города взяты? Почему захваченные территории не присоединены к Руси или не основаны новые княжества? Или не отодвинут оборонительный рубеж? Ничего такого не было! Но так не бывало и не бывает.

Так вот, Хазария никуда не девалась. Поход Святослава и других киевских князей – сплошная легенда из Ипатьевской летописи, которой верить нельзя. Легенда нужна была для легитимации киевской Руси как самостоятельной и доминирующей державы. Легитимация была нужна, потому что др-русские княжества были подданными хазарского Кагана. Это раз. И никакие не рюриковичи. Это два. Расчистить историографическое место от Хазарии нужно было, чтобы вписать легенду о призвании ворюг-рюриковичей. Это тоже фейк от начала до конца.

Так что, ещё раз: Хазария никуда не девалась. Допускаю, что со временем киевские подданные обнаглели и стали заглядываться на Ватикан. Конечно: везде в Европе короли, а они в подданных безземельных князьях ходят под волей кагана. Князь есть достоинство второе сверху. Выше – царь или каган. В этом есть смысл. Уход в католичество под Ватикан сулил получение королевского достоинства, а значит всех своих княжеских земель в собственность и полную правосубъектность. С коронацией устанавливалось и прямое столонаследие – вообще давняя мечта всех князей. Хотелось, да Каган не велит. Вопрос об отложении в пользу Ватикана дошол до края в первой трети 13 века. Такого безобразия Степь потерпеть не могла. Тогда и случился Батыев погром. Прецедент коронования был: Даниил Галицкий принял корону от Папы римского вместе с новой верой. Стал католиком.