О значении единства публичной власти для наилучшего обеспечения интересов граждан, развития страны активно заговорили в ходе конституционной реформы 2020 года. Наличие разнообразных вызовов и рисков потребовали институциональной модернизации публичной власти. В результате поправок к Конституции Российской Федерации понятие «публичная власть» получило конституционное закрепление и не только прочно вошло в научный оборот, но и стало широко использоваться в законодательных актах. Хотя впервые на конституционном уровне о публичной власти речь шла в постановлениях Конституционного Суда РФ еще в 90-х годах (постановления от 24 января 1997 № 1-П, 15 января 1998 г. № 3-П, 10 июня 1998 г. № 17-П).
В настоящее время определение системы публичной власти приводится в Федеральном законе от 08.12.2020 № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации»: согласно ч. 1 ст. 2 «под единой системой публичной власти понимаются органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности, осуществляющие на основе принципов согласованного функционирования и организационно-правового, функционального и финансово-бюджетного взаимодействия свою деятельность в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий для социально-экономического развития государства». Принятый в 2021 г. Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» подчеркивает значимость «взаимодействия органов публичной власти для создания условий в целях обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития, наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».
Территорией, которая одновременно наделена несколькими правовыми статусами, является город Москва – это одновременно и субъект федерации (город федерального значения), и столица государства. Кроме того, на территории Москвы осуществляется и местное самоуправление, однако это происходит в пределах муниципальных образований разных видов, которые расположены в границах города. Таким образом, на территории Москвы реализуют свои полномочия органы публичной власти разных уровней, действующие в интересах широкого круга сообществ.
Особое положение органов власти города Москвы в единой системе публичной власти не только отвечает общим тенденциям централизации управления, но и предопределено статусом города Москвы как финансового, экономического, культурного центра, выполняющего столичные функции. Нельзя не отметить, что традиционно в городе Москве в целях сохранения единства городского хозяйства, эффективного распоряжения финансовыми ресурсами местное самоуправление не получило широкого распространения с точки зрения объема реально реализуемых полномочий и провозглашаемой Конституцией РФ самостоятельностью.
Можно констатировать, что ответственность за благополучие жителей Москвы в первую очередь несут органы государственной власти, причем особая роль принадлежит исполнительной ветви власти, которая имеет как отраслевые, функциональные, так и территориальные органы исполнительной власти, которые осуществляют свои полномочия на уровне административных округов и районов. Причем гарантировать качество исполнения полномочий органов исполнительной власти города Москвы призваны как органы одного уровня в рамках принципа разделения властей (законодательная), так и федеральная власть в лице Президента РФ и судов.
Положения обновленного законодательства предопределяют построение такой системы взаимодействия между органами федеральной, региональной и муниципальной власти, прежде всего, на политическом и финансовом (бюджетном) уровнях, которые должны исключить в принципе применение установленных ими мер контроля и ответственности в силу необходимости оправдать доверие власти вышестоящего уровня и поддержать репутацию государства в целом. Неслучайно, например, Гуторова А.Н. отмечает, что в настоящее время институт народного доверия трансформировался в опосредованный институт доверия Президента РФ, который фактически и выступает от имени народа Российской Федерации, обеспечивает консолидацию общества, в том числе определяя систему традиционных ценностей, защита которых необходима для обеспечения национальной безопасности и укрепления конституционной идентичности российского общества.
Итак, в настоящее время сложились условия для проведения активной конституционной политики в ее «публично-правовом измерении», то есть направленной на формирование и реализацию стратегии развития общества и государства на основе приоритета национальных интересов в системе публичного права. Отметим, что с точки зрения современной юриспруденции к публично-правовой сфере относятся не конкретные отрасли и институты права, а многогранная совокупность норм и принципов, обеспечивающих целостность общества и соответствие его правовой организации ментальным, социокультурным, институциональным особенностям. Тем самым, упрочение сферы публичного права должно опираться не только на построение прочной «вертикали власти», но и на последовательную интеграцию социальных интересов, политического волеизъявления, информационно-коммуникативного взаимодействия всех сегментов общественной «архитектуры» на самых различных уровнях. Система органов власти города Москвы показывает эффективным пример такой пространственной локализации и социальной интеграции публично-правовых отношений.
Погрузиться в проблематику, связанную с организацией публичной власти, получить современное образование, которое позволит расширить карьерные возможности государственных и муниципальных служащих, построить научную карьеру, изучить современные методы правового просвещения, организации правового воспитания, Вы сможете при освоении программы «Юрист в органах государственной и муниципальной власти», реализуемой профессорско-преподавательским составом Института экономики, управления и права Московского городского педагогического университета. С подробной информацией о программе можно ознакомиться по ссылке https://priem.mgpu.ru/program/yurist-v-organah-gosudarstvennoj-i-municzipalnoj-vlasti/.
Автор и руководитель программы:
доцент департамента права, к.ю.н., доцент Юлия Гаврилова