Самый известный, по крайней мере, европейцам, коллапс цивилизации — падение Рима, ознаменовавшее собой конец Античности и начало Средневековья, точнее, Тёмных Веков. Но естественно, этот кризис был далеко не единственным, нечто похожее случалось и в Новом Свете, майя, например, от такого коллапса так и не оправились.
Но падение Рима — цветочки по сравнению с тем, чем закончился в Европе бронзовый век. В результате катастрофы, разразившейся в конце XIII — начале XII века до н. э., оказались утрачены чуть ли не все достижения ранней античной культуры.
Если после падения Рима латынь не только не утратила письменности, но и дала её варварам-германцам, то после катастрофы бронзового века микенская и хеттская письменности были полностью забыты. Глубокий откат испытали и технологии — от металлургии до архитектуры, города были заброшены и обезлюдели, а Европа фактически откатилась к неолиту.
Не обошла катастрофа и остров Эгину в Сароническом заливе, между Аттикой и Пелопоннесом. Ещё в начале II тысячелетия до н. э. Эгина вполне процветала за счёт мореплавания, входя в один из первых известных в истории торговых союзов. Её жители промышляли одновременно и торговлей, и пиратством. Впрочем, отличить купцов от пиратов было проблематично и в более поздние и цивилизованные времена.
Впрочем, от катастрофы ни торговля, ни пиратство эгинцев не спасли. Считалось, что к началу XII века до н. э. Эгина полностью опустела и была вновь заселена только через несколько веков. Во всяком случае, древнейшим из сохранившихся зданий Эгины считался храм Афайи, сооружённый около 500 года до н. э. Но всё оказалось куда интереснее.
В высочеайшей точке Эгины, на вершине горы Элланион, сейчас находится церковь Вознесения Господня, и, как показали археологические раскопки, поблизости от церкви, на северном склоне, когда-то стоял храм Зевса. Причём построен этот храм, как выяснилось в ходе тех же раскопок, был ещё до катастрофы, но никак не позже середины II тысячелетия до н. э. Но кроме храма на горе находилась ещё и крепость, связывавшая храм и вершину, где сейчас церковь.
В принципе, тот факт, что Элланион был местом культа Зевса, для историков не новость — об этом писали ещё древнегреческие источники, хотя бы тот же Павсаний, который к тому же писал о том, что святилище стоит на фундаменте более древнего храма. Интерес для археологов представляли по большей части датировки находок, которые помогли бы узнать, как давно использовалось древнее святилище.
Возле церкви археологи откопали небольшое, не более 13,5 квадратных метров, сооружение явно микенской архитектуры, одной из стен которому служила природная скала. Под руинами здания нашли три десятка сохранившихся благодаря рухнувшим стенам сосудов — горшки, кувшины и прочее.
Причём самые старые из этих горшков относятся как раз к периоду перед катастрофой и в самом её начале, середине — концу XIII века до н. э. Само же микенское сооружение было обнесено крепостной стеной, к которой позже пристроили вал, связавший её с храмом Зевса.
Такое сложное сооружение, да и датировка кухонной утвари, дали основания надеяться, что во время нашествия «народов моря» Эгина вовсе не обезлюдела, как предполагалось раньше. Видимо, люди отступили к священному месту у храма и там окопались. Да и самая высокая точка острова весьма удобна для обороны.
Поэтому археологи расширили раскопки, о чём им не пришлось пожалеть. Найденные возле импровизированной крепости предметы удалось датировать, и эти датировки покрыли полностью всё время от начала катастрофы и до самого римского периода. А между христианской церковью и храмом Зевса нашёлся и жертвенник, вокруг которого валялись куски костей жертвенных животных.
Выходит, даже катастрофа бронзового века и нашествие «народов моря», несмотря на значительное сокращение населения, всё же не заставили людей покинуть Эгину, а к началу железного века численность населения и вовсе почти восстановилась, и эгинцы занялись своими традиционными промыслами вроде пиратства.
Да и повоевать они были не дураки — с Афинами Эгина враждовала почти постоянно, сделав перерыв только по случаю греко-персидских войн, когда эгинцы участвовали на стороне Афин в битвах при Саламине, Платеях и Микале.