9 подписчиков

Сочи 1959г: впечатления отдыхающего.

Виноградов Александр Викторович - геологоразведчик
написал автобиографические повести "Фамильные истории ХХ века", позднее вошедшие в цикл книг "Записки геологоразведчика". С одной из глав, посвящённой Сочи, можно ознакомиться несколько ниже по тексту.

В начале же, чтобы немного понять ощущения человека, воспоминания которого приведены далее, коротко, словами автора, поясню: из каких он мест, в каких условиях рос, и как и зачем оказался в городе Сочи.

Виноградов Александр Викторович родился в 1936г. в селе Петропавловское (сегодня г. Североуральск, Свердловской обл.)

Детство проходило на Урале в суровые годы, военное время.

По окончании войны жизнь медленно стала налаживаться.

...Ежегодно, начиная с 1948 года, 31 марта раздавался бой кремлёвских курантов и после этого диктор Ю.Левитан объявлял указ об очередном снижении цен на продовольственные и промышленные товары. <...> Это имело очень большой эффект, особенно для малоимущих. <...> В борщах иногда стало появляться мясо, а забеливать борщ стали не молоком, а сметаной. Появилось сливочное масло, но только для бутербродов по утрам и в кашу. По большим праздникам делали настоящие мясные котлеты. <...> Фруктов же не было совсем, и не только у нас, а в подавляющем большинстве семей. В начале 50-х годов стали появляться яблоки, а большинство остальных - груши, виноград, лимоны, персики я увидел "живьём" только, когда учился в Свердловске.
...В 1949,1950 и 1951 годах - три года подряд летом меня укладывала в постель болезнь - тогда она называлась "суставной ревматизм". Начиналась она внезапно - опухали 2 парных сустава на обеих конечностях, была сильная боль в них и высокая температура тела. Давали пить салицилку, аспирин и ставились компрессы на суставы. Одна пара приходила в норму, опухоль и боли перемещались на другую пару и так перебирало почти все. После того, как суставы заканчивали болеть, меня на месяц укладывали в постель, чтобы как говорили врачи, сохранить сердце. <...> В результате этих подряд три года атак, я всё-таки получил поражение в сердце - у меня обнаружили расширение левого желудочка сердца - миокардит. И запретили заниматься активным спортом и давать тяжёлые физические нагрузки. В 1951 году мама мне достала путёвку на уральский курорт Нижние Серьги, несмотря на то что мне было только 15 лет, а туда брали только с 16-ти. Я принимал там минеральные ванны , пил эту же воду и принимал душ. Это лечение помогло на 8 лет, а может быть и больше, .т.к. следующая "атака" была в 1959 году и не такая жесткая, как раньше. Кроме того, после душей с этой минеральной водой из головы совершенно пропала перхоть года на два.

Юный Александр Виноградов, после окончания школы, решает поступать в Свердловский Горный институт

...То, что мне надо и я буду поступать в ВУЗ, ни у кого не вызывало сомнения. Даже дома к 10-му классу уже твердо считали, что мне это вполне "по зубам".
...Горный институт в те годы <...> привлекал людей своей повышенной стипендией и, не в последнюю очередь, своей красивой форменной одеждой.
...Стало ясно, что альтернативы горному институту в Свердловске практически нет.
...Сдача экзаменов у меня шла неплохо. ....Я же после зачисления в институт перешёл некий рубеж - из-под родительского дома и крыла вошёл в полусамостоятельную жизнь.

.............................................................................................................................................................................

5 курс. ( сентябрь 1958 - август 1959 гг.)

...В декабре месяце <1958 года> я где-то простыл и началась ангина. Выписали мне биомицин и через пару дней казалось, что всё закончилось. Но внезапно в ночь под Новый год меня опять схватил жесточайший приступ ревматизма. 7 лет после посещения курорта Нижние Серьги не было даже признаков болезни, и я думал, что всё это бесследно прошло. Оказалось не так. Заболели сразу все суставы на обеих ногах , начиная от лодыжек и до тазобедренных суставов, некоторые из них опухли. ...Врач выписала мне нужные лекарства, ребята принесли и я начал самолечение в общежитии. Уже на другой день стало полегче, а ещё через день спала опухоль и можно было более-менее передвигаться. ....
...Однажды при разговоре с каким-то профсоюзным деятелем, и зная, что я перенёс зимой сильный приступ ревматизма, он вдруг сказал, что я могу написать заявление на выдачу путёвки для санаторно-курортного лечения - профком института получает такие путёвки. Надо только к заявлению приложить заключение врача какой нужен курорт. Пошёл в поликлинику к врачу, который лечил меня зимой и она дала справку на несколько мест для лечения. Сдал её вместе с заявлением в профком и забыл про это дело. Однако через месяц меня вызывают и предлагают взять курсовку на Мацестинские воды, в Сочи на 24 дня с началом 9 июля <1959 года>. Я не знал ни что такое курсовка, ни Мацесту и позвонил домой. Мама сказала, чтобы я немедленно соглашался. Стоила она совсем смешные деньги -360 рублей, меньше месячной стипендии. Дороговато стоила дорога. Тут возникал серьёзный вопрос с моей стажировкой в воинской части. Защита дипломов по графику шла весь июнь. <...>Мне в деканате посоветовали, чтобы я обратился на военную кафедру о переносе моей стажировки на другое время. Они не возражали ввиду представленных мной объективных причин, но просили указать желаемое мне время. Первая защита диплома была назначена на 5 июня и я записался вторым на этот день. Поэтому я попросил военную кафедру отправить меня с 7 июня, т.е. через 2 дня после защиты.
...Чуть позднее я получил все разрешения на перенос сроков стажировки и выкупил курсовку на курорт. Впереди оставалось только написание и защита диплома.
...Практически к концу мая весь диплом, включая графику, был готов. И я ждал только дня защиты. Наконец он наступил.
..."Хорошо"! Меня устраивала вполне эта оценка, т.к. "красный диплом" мне не грозил.
...Вообще времени у меня было в обрез, и с утра следующего дня я начал готовиться к выезду в часть, на стажировку.

......................................................................................................................................................................

<...>с комбатом мы расстались хорошо и он даже отпустил меня на день раньше окончания стажировки.

Поездка в Сочи. Лечение.

Фото: Шагин Иван Михайлович
Фото: Шагин Иван Михайлович
У меня оставалось 3 дня до начала лечения и никаким поездом <из Свердловска> я уже не успевал. Поехал в кассу "Аэрофлота". Народу там было немного, и на Сочи билетов не было. Это был разгар отпускного сезона. Хоть в те годы ещё не было массового наплыва пассажиров на самолёты из-за отсутствия на трассах реактивных лайнеров и высоких цен на билеты, но кое-кто летал и в тогда. Я задумался и тут мне пришла в голову мысль лететь не прямо в Сочи, а в ближайшее место. Таким местом оказался Краснодар и туда же были билеты за 510 руб. с вылетом через день. И я взял билет. Никогда в жизни не летал до этого в самолётах и даже близко к ним не подходил.  
Сборы были недолгими - эл.бритва, пару сменок нижнего белья, полотенце вошли в небольшой фибровый чемоданчик. Через день я уже рано утром был в Кольцово. Рейс был не прямой, а с посадками в Самаре, Волгограде, Ростове и Краснодаре. Двухмоторный самолёт Ил-14 с поршневыми двигателями брал на борт 28 человек. При регистрации свой чемоданчик я сдал в багаж и спокойно пошёл на посадку. Минут через 15 уже взлетели. Ощущение было довольно необычное - как будто из под ног ушли опоры. Погода стояла безоблачная, самолёт шёл невысоко и через иллюминатор хорошо был виден проплывающий пейзаж - леса, поля, речки, города и деревни. Где-то через час полёта появилось лёгкое чувство тошноты и оно постепенно накапливалось. Однако при посадке в Куйбышеве всех высадили на лётное поле и я немного проветрился. Дальше уже летели вдоль Волги. Интересно было сверху наблюдать речные суда, которые казались стоящими на месте, но тем не менее за каждым был виден водный бурун. Перед Волгоградом некоторым пассажирам уже потребовались мешочки, некоторым - после удара шасси о полосу аэродрома. Я опять вытерпел и так до Ростова. Там меня так сильно припёрло, что после взлёта приложил лицо к иллюминатору и не отрываясь смотрел проходящий внизу пейзаж. Это меня и спасло. Заметил, что сильное дезорганизующее действие оказывает блевотина соседей, особенно близкосидящих. Сели в Краснодаре и я сразу пошёл в кассу - отсюда ходили в Сочи маленькие самолётики АН-2. Однако все четыре рейса уже ушли, но мне посоветовали взять на ближайший рейс до Лазаревского, а оттуда на любом поезде за 2 часа до Сочи. И я согласился. Пошёл брать из багажа свой чемоданчик, но он почему-то не прилетел из Свердловска. И никто не знал по какой причине. Пошёл в службу перевозок и написал заявление, чтобы его отправили в аэропорт Адлер(Сочи). От полёта я уже отошёл и захотел перекусить. Тут же рядом был небольшой базарчик, где женщины торговали овощами и ранними фруктами. Подошёл - и на меня сразу пахнул запах малосольных огурцов с резкими специями. Взял кулёк у одной бабульки и отошёл в сторонку их хрумать. Таких вкусных огурчиков мне ещё кушать не приходилось. Быстро съел и подошёл к ней же, прошу ещё кулёк. Та меня узнала и спрашивает: "Откуда ты, сынок?" Отвечаю: "С Урала!" тогда она кивнула головой и сказала: "Всё понятно!" 
Через полчаса сел в АН-2 курсом на Лазаревское. Взлетели. Первые 20 минут под крылом тянулись залесённые вершины гор и вскоре впереди показалось что-то огромное аквамаринового цвета, и я не мог сначала понять что это такое. Потом увидел, что по этой зелени движется небольшой кораблик и только после этого понял, что открылся вид на Чёрное море. Самолётик подвернул влево и пошёл вдоль береговой полосы. Вскоре он сделал заход над морем и пошёл со снижением на посадку - аэродром размещался в какой-то межгорной щели и посадка и взлёт делались только со стороны моря. Это и был п. Лазаревский. Вышел из самолёта и пошёл на ж.д. вокзал - он был совсем рядом. И море тоже было рядом. Правда, пляж меня не очень вдохновил, т.к. весь был покрыт галькой разных размеров. На пляжах народу было совсем мало - виднелись только одиночные люди и пары, хотя курортный сезон был в полном разгаре. В те годы Лазаревское считалось очень глухой окраиной среди жемчужин Кавказского побережья и малопосещаемой. Все стремились в Сочи, Хосту, Гагры и др. не менее экзотические места. Это уже где-то в 70-е годы вокруг Большого Сочи объединили всё побережье от Гантиади до Геленджика из-за нехватки мест всем желающим отдохнуть со всего Союза. 
  Через станцию Лазаревское шли практически все поезда на Сочи и ещё дальше в Грузию, поэтому я сел на ближайший поезд через 10 минут. Через 2 часа был на вокзале Сочи. Сразу на вокзале обратился в курортное бюро, где посмотрев мою курсовку, разъяснили, что жить буду на частной квартире, питаться в столовой санатория "Кавказская Ривьера", там же буду прикреплён на лечение. И выдали адрес квартиры, где я должен был жить. Это было недалеко от санатория и одноимённого парка. Улица называлась Ореховая аллея и по ней уже вразбежку с частными домами стояли 4-5 ти этажные кирпичные. В один из таких я и зашёл. В квартире хозяев почему-то не было, а жили одни курсовочники. Сосед по комнате велел искать хозяев во дворе среди строений , напоминающих собачью конуру из каких-то щитов, но размером побольше спичечного коробка, и показал из окна их "строение". Я спустился вниз и нашёл хозяйку квартиры. Она посмотрела моё направление из курбюро, поднялась со мной в дом и указала мою кровать в маленькой комнате , где стояла ещё одна, уже занятая. Дала мне постельные принадлежности и ушла. Сосед рассказал, что в этих больших домах большинство хозяев летом в своих квартирах не живёт, а сдают их отдыхающим. Себе во дворе лепят что-то из папиросных ящиков и летом там живут.
   На другой день пошёл в поликлинику, где мне сделали всякие физические замеры, выписали курортную книжку и назначили 12 ванн из источника Мацеста. Прикрепили к столовой и указали время посещения и стол.
   Первое что бросилось в глаза при прибытии на кавказский берег- это удушающе - влажная жара, особенно при солнце. В тени практически было также тепло, только пекло поменьше. Самое интересное, что и ночью эта жара очень мало спадала. Видимо, эти большие кирпичные дома с самой весны калились на солнце и ночью вместо того, чтобы охлаждаться отдавали тепло в жилые комнаты. Первые ночи я почти не спал и засыпал только под утро. Потом мне кто-то посоветовал мочить под краном простынь и ей накрываться. Да, первые часы было терпеть легче, но потом она опять высыхала и приходилось всё начинать сначала. Оказалось, что мой организм совершенно не приемлет климат влажных субтропиков, что и нашло своё подтверждение в 1975 году, когда мы всей семьёй отдыхали в Лазаревском. Кроме этого для ношения с собой денег и документов приходилось одевать пиджак - ручных балеток в те годы не было. В пиджаке было совсем хоть стой, хоть падай. Снимаешь его на руку - неудобно. Опять одеваешь и т.д.
   В столовой сначала кормили настоящих курортников - тех, кто приехал в санаторий по путёвкам. Курсовочники шли второй очередью. Кормили нормально. Были и овощи, и мясные блюда и масло сливочное. Заказывали на 2 дня вперёд из предложенного меню. Однако овощей и фруктов было крайне мало. Пошёл один раз на базар и ужаснулся ценам. Помидоры и арбузы стоили по 10 руб.кг. - это в несколько раз дороже, чем даже в районе Москвы. Однако мне пояснили что на всех курортах всегда такие цены. Люди сюда приезжают отдыхать, специально копят целый год деньги на эту поездку и покупают всё что им нравится по местным ценам, не торгуясь. Много в те годы приезжало людей с Севера, отпуска у них были суммированные по полгода за 2,5 года работы, зарплаты тоже были очень хорошие и они сорили деньгами, практически их не считая. Тратили часто всё до упора, не оставалось даже на обратную дорогу. Но телеграмма друзьям на работу - и на другой день всегда приходила нужная сумма. Я там со своими деньгами выглядел просто нищим и рассчитывать получить от мамы ещё что-то дополнительно не мог. Она и так дала мне на дорогу около 800 рублей. Поэтому прикупить что-то на базаре я не мог. Но неожиданно нашёл на вокзале совершенно необычные малосольные огурцы. Сначала увидел ряды киосков с грузинскими разливными винами, потом до меня долетел необычный запах специй - в киоске грузин продавал с вином малосольные огурцы. Я взял для пробы пару штук. Откусил - и открыл рот от жгучего перца. Но кроме этого там был ещё такой непередаваемый букет разных трав-специй, что съев эту пару, я взял ещё кулёк с собой. Потом ещё раза три за время пребывания там ходил в этот киоск.
   В Мацесту на ванны возил от поликлиники специальный автобус по графику. Ванный корпус был очень старой постройки -то ли конца 19-го, то ли начала 20 века. Вода поступала из скважин в натуральном виде, разводилась до лечебной консистенции и заливалась в ванны. Первый сеанс лежания был около 8 минут. Потом с каждым разом время увеличивалось на 2 минуты, если только врачебный контроль не улавливал в организме какие-нибудь отрицательные сигналы. Вообще про действие мацестинских вод рассказывали просто чудеса - они чуть ли не с носилок ставили больных на ноги.
   Кроме минеральных вод безусловно оздоравливающее действие оказывало и море. Купание благотворно сказывалось и на самочувствии, и на здоровье. Основным районом купальщиков опять же был пляж "Кавказской Ривьеры". Он был более-менее обустроен, стояли грибки, можно было взять лежак. Но основная масса людей лежала и загорала просто на берегу, усыпанном мелкой и крупной галькой. Песчаных пляжей я там и не видел. Народ купался, в основном, при волнении моря до 2 баллов. Да и на этом санаторном пляже при большей волне купаться запрещалось. Люди, которым хотелось испытать острые ощущения, купаясь в шторм, уходили на полкилометра южнее на так называемый дикий пляж. Однажды что-то толкнуло меня посмотреть на них, и я туда пришёл. Сел повыше, куда не захлёстывала волна, и стал наблюдать. Был шторм 5 баллов и плавало около 20 человек. Волна была достаточно крутая и головы купальщиков то появлялись на её гребне, то исчезали и мельтешили как поплавки. Я стал наблюдать как некоторые из них входят в воду. Они во время отлива забегали по колено в море, а когда на них надвигалась высокая волна, они ныряли в неё и выныривали уже на её обратной спокойной стороне. Мне понравилось наблюдать за процессом вхождения в море и вдруг захотелось самому испытать этот кайф - плавал я в общем-то неплохо. И только одного я не изучил и не учёл - а как же выходить оттуда на берег? Забежал в море и нырнул в набегавшую на меня волну. Вынырнул и начал плавать. Ощущения просто превосходные - не сравнить ни с каким купанием в спокойном море. Однако через короткое время начал замечать, что меня начало относить в открытое море и пришлось постоянно бороться с этими отливными течениями. Притом ещё надо было следить, чтобы не накрыла волна. Пару раз она меня накрыла и я хлебнул солёной воды. Вообщем минут через 15 кайф кончился и я решил выходить на берег. Поплыл и коснулся дна, но обратная волна с берега смыла меня в море, а набегавшая накрыла с головой и я опять нахлебался. Стал думать каким же методом выйти. И решил, что надо использовать набегающую волну и на её гребне попытаться "вкатиться" на берег. Оседлав очередную волну, я сумел оказаться на берегу по грудь в воде и начал продвигаться выше, но всё равно не успел, и откат меня смыл в море. Причём при таком приближению к берегу по ногам сильно била галька и камни, которые были в постоянном движении. Однако я понял, что выбранный мной алгоритм правильный. И оседлав следующую волну, я начал быстрее махать своими "плавниками" и оказался уже по пояс в воде и начал быстро двигаться к суше. В этот момент меня с моря догнал "девятый вал", ударил в спину и выбросил на почти сухой берег. Вода сошла, я лежал на берегу на животе , вытянув руки вперёд. Повернул голову налево и в полуметре от себя увидел торчащие из земли срезанные автогеном старые сваи из рельсов. Если бы меня выбросило чуть левее, то писать эти записки уже бы не пришлось. И вообще из этого случая намотал себе на ус, что принимая любое решение, надо видеть не только "вход", но и "выход". На пляже за эти 24 дня я сильно загорел и след от плавок у меня сохранялся более полугода.   В городе тогда функционировал драмтеатр, цирк и масса гастролёров со всего Союза. Из гастролёров запомнился один - композитор Григорий Пономаренко. Выступал он на летней площадке, классно играл на баяне и пара певиц исполняла его песни.
   В парке "Ривьера" функционировала большая танцевальная площадка и вечерами каждый день шли танцы под оркестр. Народу было всегда много - как курортников, так и просто отдыхающих. Вечером делать особо было нечего и я тоже посещал это место. Танцевал. Не знакомился. На этот счёт у меня было смутное подозрение, что некоторые знакомства могут пробить в моих финансах такую брешь, что её ничем не заткнёшь. И то. Однажды на дамский танец меня пригласила довольно симпатичная рыжая девица. И сразу защебетала: "Вы где работаете? Давно закончили МВТУ?" А у меня на пиджаке блестел свежей эмалью знак выпускника горного института. Я ей сказал, что кончил горный , а не бауманку. Она сказала, что знаки очень похожи. Протанцевали до закрытия, и я пошёл её провожать. Разговорились детальнее. Когда я ей сказал, что только что закончил институт и приехал на лечение, и что у меня денег- то всего 500 рублей на обратную дорогу, то она рассмеялась и сказала: "Ну кто же в Сочи ездит с 500 рублями? Это же только на раз выйти!" Про себя рассказала, что их тут целая бригада из Москвы. Они каждое лето бросают работу и весь сезон проводят здесь либо в Крыму на заработках. После этих откровений интерес ко мне у ней стал стремительно угасать, но перед тем как разойтись, она меня позвала ещё раз: "Вот мой дом. Если хочешь - пойдём! Если нет, то я пойду сманивать во-о-н того мужика!" И правда, вдали показался мужик. Я развернулся и пошёл домой. И вообще, категория продажных женщин меня никогда не привлекала.
   Пару раз пришлось съездить в аэропорт Адлер за чемоданом. Наконец на второй раз его прислали из Свердловска. Обратно в город решил вернуться вертолётом МИ-4, который совершал регулярные пассажирские рейсы из аэропорта до стадиона Сочи - это был самый центр. Билет стоил недорого и я взял. Первый раз садился в кресло вертолёта. Машина шла над береговой кромкой, а внизу проплывали санатории, пляжи, парки. Было очень интересно, только шумновато в салоне, хотя он и был покрыт шумоизоляцией.
   Что ещё бросалось в глаза, так это большое количество грузин и армян в городе. Если многие армяне встречались на каких-то рабочих местах, то большинство молодых грузин вели откровенно праздный образ жизни. Причём вокруг них всегда тусовались красивые девушки. А они, как известно, требуют для своего содержания солидных денежных затрат. Видимо, эта "золотая" молодёжь имела крепкую связь с теневой экономикой, и не испытывала никаких финансовых затруднений. Некоторые из них регулярно играли на пляже в карточные игры на деньги.
   Дней через 10 своего там пребывания, когда я уже купил обратный билет на поезд до Свердловска, на пляже познакомился с двумя девушками - выпускницами Архангельского мединститута. Физически это были две противоположности. Одна - брюнетка, небольшого роста, худощавая, врач- педиатр. Другая -блондинка, врач-хирург. От неё просто исходила аура природного здоровья. Приехали они вместе дикарями, отдохнуть после окончания института. Мы оказались рядом на пляже и вначале они и меня приняли за очередного "коллекционера" женщин, которых там великое множество. Но позднее все поняли "кто есть кто", и мы начали ходить втроём. Осмотрели местный парк-дендрарий. Потом съездили в Дагомыс и Лоо. Однажды собрались и поехали в Гагру. Это была уже Грузия. Очень красивые места. Вода в бухте просто необыкновенной для моря чистоты и прозрачности. Очень красивы пальмы на набережной и дендрарий. Там я впервые увидел много двухэтажных частных домов очень большой площади с опоясывающими по всему периметру обеих этажей большими террасами. При них были огромные сады из мандариновых деревьев и виноградников, которые поднимались вверх по склонам близлежащих гор. Видно было, что люди живут хорошо и не считают копейки в кармане от зарплаты до зарплаты. Тогда я был молодой, и не понимал, почему на холодном Урале, где растут только овощи, да и то далеко не все, разрешено иметь всего 6 соток земли и небольшой площади дом, а на Кавказе в Грузии иметь большой особняк и немерянное количество земли при нём. Разница была настолько разительна, что всем бросалась в глаза. Только дать ответ никто тогда не мог.
   К вечеру решили вернуться морем на пассажирском прогулочном теплоходе. Дорога морем заняла 2 часа. Но это был для меня почему-то тяжёлый путь. Сначала мы стали ближе к корме и через полчаса меня начала укачивать морская болезнь. Через час я придвинулся к бортовым леерам, чтобы быть в полной готовности. Девушки переносили качку легко, но чуть позднее я их всё-таки увёл поближе к носу теплохода, где качка была поменьше. Но всё равно при подходе к причалу Сочи я уже дошёл до грани, но стерпел и выбежал первым по сходням на земную твердь. Надо отметить, что это у меня был за полмесяца второй случай "морской болезни". Третий, и последний в жизни случай произошёл в 1962 году в Саранпауле после 40-минутного перелёта на самолёте АН-2. И больше таких проблем никогда не возникало, хотя иногда в воздухе приходилось проводить по 7-8 часов., да ещё на маленьких самолётах.
   Втроём , безусловно, было веселее. У нас было о чём поговорить. Предпочтение я отдавал брюнетке, и она это принимала как должное. Она явно была ведущей в этой паре, и как девушка городская и, как мне показалось, и с большим интеллектом. Ко мне она тоже относилась хорошо и между нами явно возникли какие-то взаимные симпатии. Перед отъездом мы обменялись адресами. Я уехал работать в Енисейск, она получила направление в глубинку Архангельской области. Мы переписывались 2 года. Я её звал приехать ко мне в геологоразведку, а она меня звала в своё село. И всегда со страхом думал: "Куда же я её зову? Где она будет работать? И выдержит ли она, городская девушка, наши суровые условия в полевой геологии?" После наших раздельных размышлений на эти темы , видимо, мы оба пришли к мысли, что на этом начальном этапе работы наши профессии оказались несовместимы и переписка потихоньку завершилась. Но я глубоко сожалею до сих пор, что у меня не хватило смелости объясниться на эту тему.
   Вскоре закончился срок моего лечения и поездом, через трое суток пути, я приехал в Свердловск.