Найти в Дзене
VarТехник

«Правильный Т-80БВМ». Почему от него отказались?

Оглавление

Т-80БВМ очень неплохой танк в наши дни, который обладает малым весом, хорошей защитой, впечатляющей огневой мощью и достойной мобильностью. На фронте этот танк особенно ценят из-за газотурбинного двигателя. Тактические манёвры танкистов на Т-80 не так просто услышать… Но, что если я расскажу о другом – «правильном Т-80БВМ»?

Проект «Мотобол»

Проект, он же ОКР «Мотобол» представляет собой разработку модернизации для Т-80 серий Б и БВ в нулевые годы. Уверен, не многие из читателей слышали о таком проекте, но многие видели знаменитый кадр танка Т-80 с динамической защитой и комплексом активной защиты «Арена». Это тот самый экспериментальный Т-80 «Мотобол», получивший собственный индекс БМ.

Среди заметных черт можно выделить использование динамической защиты «Реликт», элементы КАЗ-а, более внимательный зритель заметит иные прицельные комплексы и резиновые «лопухи» на башне, от которых отказались на Т-80БВМ. Однако, изменений в танке было гораздо больше, чем может показаться…

-2

Скрытое от глаз

Т-80БМ несмотря на внешние сходства с Т-80БВМ, сильно отличается от серийного образца, причём в лучшую сторону. «Мотобол» предлагал уникальные даже по современным меркам системы управления танком в принципе, начиная от органов управления и заканчивая системой управления огнём. Поработали даже над блоком управления двигателя и скоро вы поймёте, на сколько это важно…

В Сети при желании можно найти фото Т-80БМ изнутри и уже тогда, в сравнительно не далёких нулевых, можно заметить знакомую по актуальным ОБТ компоновку систем управления. Особенно сильно выделяется место командира. Он получил ЗПУ, «чебурашку» для неё и тепловизионный прицел, картинка с которого передавалась на монитор. Нечто в подобном роде мы можем видеть на танках «Абрамс» морской пехоты США и модификациях M1A1 AIM и SA, применяемые в приграничном с РФ конфликте. Разумеется, ЗПУ с тепловизионным прицелом не заменит панорамный прицел из-за особенности вращения, высоты расположения и качества того самого прицела, его кратности и разрешения, но это лучше, чем ничего.

-3

Помните тезис о новом блоке управления двигателем? Он играл ключевую роль в проекте «Мотобол» в связи с установкой форсированного ГТД-1250 аж до 1 400 лошадиных сил. Это можно воспринимать как «камень в огород» скептиков, что Россия не может производить ГТД-1250 и тем более форсировать их. Ещё как может… Вопрос состоял только в потреблении топлива. Именно для решения этой проблемы пришлось использовать блок управления двигателем, оптимизирующий расход горючего и ограничивающий мощность двигателя при отсутствии необходимости в максимальной отдаче от силового агрегата.

Важное сейчас

Чем Т-80БМ радикально отличается от Т-80БВМ? Двигатель уже упомянут, но есть и вторая деталь – КАЗ. Он не всеракурсный, но мог защитить ОБТ от фланговых атак. Для этого, на каждый борт установили по 10 кассет комплекса активной защиты «Арена». Актуальность данного КАЗ-а, тем более версии 90-х и нулевых под большим сомнением, но упрощённая версия, перекрывающая только фланги, в теории могла стать если не массовой, так как минимум серийной.

-4

Справедливости ради, КАЗ имеет одну радикальную проблему… Сравнительная ненадёжность, если мы говорим об альтернативах. Разумеется, речь идёт о динамической защите. На массовых Т-80БВМ используют заряды 4С24 «Реликт», которые способны противодействовать любому кумулятивному боеприпасу – даже тандемному. Чего уж там – даже ОБПС потеряет часть поражающей способности. И всё это при том, что 4С24 отработает по боеприпасу противника со 100% вероятностью, а КАЗ может «проворонить» угрозу, а за кассетами «голый» борт толщиной от силы 80 мм без композита.

Почему отказались?

Т-80БМ имел гораздо больше отличий, чем может показаться. Вероятная причина закрытия проекта в 2008 году может крыться в экономических факторах. Столь «революционный» танк мог стоить слишком дорого, из-за чего в 2010 году стартовали работы по упрощению, приведшие нас к Т-80БВМ, с привычной для всех СУО «Сосна-У», ГТД-1250, всё той же динамической защитой «Реликт». Сказать, что Т-80БВМ нечего взять у Т-80БМ, значит соврать. Более мощный двигатель никогда не будет лишним… Максимальной скорости он не добавит, но сильно повысит тяговооружённость, динамику и тактическую мобильность танка, а если в Т-80БМ дорабатывали бортовые коробки передач, то и задний ход мог бы стать больше, чем 10-12 км/ч.

-5

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.