Найти тему

Заметки по развитию памяти у детей с алалией ч. 2

Только недавно я поняла, что основа проблем моего ребенка - это кратковременная слуховая память.

Как понять, что проблема именно в этом звене? Проблема в том, что для понимания этого нужно, чтоб ребенок мог что-то повторить или написать, или показать.

Можно условно разделить путь речевой информации на "вход" ( путь в мозг) и "выход". При моторной алалии проблема будет с выходом. То есть ребенок нормально слышит и запоминает слова, но не может произнести (там цепочка целая из потенциально проблемных мест). Но при этом ребенок всё может легко показать.

При сенсорной алалии у нас нарушен входной поток, ребенок не понимает, не запоминает слова, и из-за этого выхода тоже нет. После долгих усилий у ребенка и речевой выход, и способность показать развивались одновременно. То есть мы проходим животных, спрашиваю, где слон. Ребенок теперь и покажет верно, и слово скажет, хоть и искаженное. Искаженное не потому, что что-то с моторной частью, а он его так смог запомнить.

И когда мы говорим про проблемы входного потока, то тоже возникает вопрос: а где именно? Ребенок "не слышит мозгом" или не может запомнить..

Мы еще в детстве проверили слуховую систему ( в роддоме и потом аудиометрию). Итог - норма. И я думала, что плохо "слышит" мозг, то есть сигнал не обрабатывается где-то там. Мы пишем слоги на слух уже больше года, и только недавно ребенок стал "слышать" верные буквы ( кроме буквы Т в слоге). И вроде как этот долгий путь подтверждает догадки.

А недавно проверила память..и поняла, что все эти годы мы на самом деле учились сохранять аудио отпечаток на миллисекунды дольше и дольше, чтобы мозг успел обработать, и ребенок хоть мог сразу же что-то воспроизвести. Причем сразу ребенок воспроизводит верно, а через секунду - уже нет. И вот эта разница как раз указывает на память.

Мои попытки по увеличению исходного объема кратковременной памяти ни к чему не привели ( точнее, становиться чуть лучше, но сильно). Идея была такая: если ребенок поймет задание, сосредоточиться, научится запоминать, то хотя б на единицу- две увеличим. Видимо нет, если система дефективна, больше простым путем не выйдет.

Например, запоминание на слух бессмысленных слогов. ( по 2-3 запоминания в день). Устойчиво запоминает 2 слога. Если даю третий, не может воспроизвести и два. И эта цифра не двигается вообще. В речи соответственно видим следующие проблемы:

  • если слово больше двух единиц (2 слога или слог и буква), то все слоги с третьего будут искажены или изменены, часто повторяют второй слог или букву.. Например: жёлтата ( жёлтый), насепоки (насекомые), спаситата (спасибо). Точнее, учим, конечно, запоминаем длинные слова, но они так и звучат по слогам (дева-Че-Ка). Вместо тире в речи паузы.

И тут вопрос: а может ребенок слово-то длинное помнит, а произнести не может - не может выстроить цепочку слогов ( есть такое нарушение). Тут помогает прохлопывать слоги. Оно нам тоже помогает, просто ребенок вначале запоминает два слога, кладет в долговременную память, потом они уже идут в одну ячейку вместе, а во вторую идет третий слог. Так слово по-тихоньку "прирастает".

У ребенка нет грамматики..она в окончаниях, которые часто далеко от начала слова.

Сейчас начали работать непосредственно над памятью. Теперь ввожу занятия на память в любые занятия.

  • учим какую-то лексическую тему (насекомых, например), все повторили. Раскладываю 5 карточек, говорю запомнить. Следующее задание запомнить на слух, даю три самых простых в произношении. И тут интересно. Если перед занятием попрошу три на слух - не воспроизводит. А если после - легко. Это потому, что ребенок интуитивно использует зрительную память ( мы ж карточки все просмотрели).

На хабре есть прекрасная статья "Занимательная мнемотехника: собираем слуховую память из зрительной". Там кратковременная память сравнивается с грузовиками, которые везут товар на склад (в долговременную память). И вот у нас грузовик аудиопамяти вмещает 2 ящика, а грузовик визуальной - минимум 5. И при занятиях на память ребенок самостоятельно начинает использовать приёмчики, например, перевозит трёх насекомых не в виде аудиообразов, а в виде картинок.

  • учим "мой, моя, моё, мои" ( или другую грамматику - тоже карточки). Опять повторили блок, выкладываю 5 карточек, затем три на слух. Вначале ребенок вообще на слух не запоминал. Ввела подсказки, например, шапка - хлопаю по голове, перчатки - провожу по кисти, какая-нибудь еда - изображаю, что ем. При этом есть то можно что угодно, но даже такая помощь при запоминании помогает запомнить конкретный продукт. Если ребенок забыл, можно и словами подсказать - зеленое такое, едят..Эти подсказки тут очень важны и уже направлены на работу с самим отпечатком в памяти)
  • на математике цифры запоминаем. Визуально дошли до 5ти, а на слух вначале не получалось, ввели подсказку на пальцах. Теперь 3-4 цифры может.

То есть прямо во всех занятиях ввожу эти 2 прохода: зрительный и слуховой по 1-2 раза. Второй всегда хуже.

В целом мысль следующая. Если у ребенка какой-то блок ущербный, мы можем попытаться развить его. Если не помогает (продолжаем, конечно, развивать), мы строим нужную нам систему в обход этого блока, используя сохранные блоки ( это центральная идея нейропсихологии и Лурии).