Новый виток популярности всенародно любимый рынок получил в 2015 году. Тогда у Комаровки появилась страничка в Instagram, где сейчас более 70 тыс. подписчиков. Кто создал иллюзию ожившей Бабы Раи в Сети, узнал корреспондент агентства «Минск-Новости».
Ведет страницу Иван Ткачук, занявший в 2015 году должность заместителя генерального директора по развитию. Ему была поставлена цель использовать новые способы рекламы. Современные задачи требовали современных решений.
Рынок — это своеобразный театр
— Иван Алексеевич, как родилась идея создать страницу Комаровского рынка в соцсети?
— Я преследовал две цели: привлечь молодежь и наладить прямое общение с посетителями. Появилась возможность давать оперативную и актуальную информацию. Мы оповещаем о различных тематических акциях. Например, к 8 Марта рынок пестрит тюльпанами — белорусские производители выращивают первый урожай цветов именно к этому празднику. К Пасхе —изобилие куличей. Наши новогодние ряды также всегда радуют диковинками. Это надо видеть, и мы можем показать! Так рынок получил новое развитие, ведь мы на связи с покупателями ежедневно. А у них появилась возможность оставлять отзывы и делиться мнениями на нашей странице.
— Удалось ли привлечь молодежь?
— Конечно! Оказалось, не только старшее поколение понимает, что на рынке есть качественные и разнообразные продукты, в том числе фермерские, — здоровое питание сейчас в тренде. А еще молодые люди любят путешествовать. За границей они знакомятся с экзотическими фруктами и овощами, которые по возвращении на родину могут легко найти у нас. К примеру, знаменитый дуриан нигде не купить — только на Комаровке.
Кстати, на рынке всегда много туристов. Ведь еда — это визитная карточка нации. Поэтому многие знакомятся с нашей страной через рынок. Смело могу сказать: Комаровка — туристический объект.
— Чем рынок конкурирует с базовыми продуктовыми магазинами?
— Здесь совсем другая культура покупок, нежели в супермаркетах. Это как небольшой театр. Для похода на рынок нужно минимум три часа: побродить, прицениться, выбрать. И обязательно пообщаться! Каждый продавец про своего постоянного покупателя знает многое: имена детей, кто чем дышит, чем увлекается. Вижу в этом целый ритуал, в котором есть душевная эстетика. Я, например, совершаю покупки исключительно по выходным. Мы с сыновьями приходим в субботу с утра. Если это лето, детям нужно выпить кваса и съесть сметанник. Зимой им нравится торт «Наполеон». Такие вот традиции сложились.
Отношусь к посетителям, как к беременным
— Бывает, что работа выбивает вас из личной жизни?
— Завидую тем, кто способен отделять работу от семьи. Я так не могу. Очень много времени забирает Instagram, отвечаю на вопросы даже дома и поздно вечером. Такой у меня характер — уж если взялся за что-то, отдаюсь этому полностью. Мое убеждение: люди должны любить место, где работают. Возможно, быть даже немного сумасшедшими в преданности своему ремеслу. Если иначе, тогда и ты мучаешь работу, и она тебя.
— Случается ли уставать настолько, что нет сил даже ответить покупателю?
— Все устают. Расскажу одну историю. Два часа ночи, мне не спится. На страничке в соцсети рынка пишет девушка: «Баба Рая, очень нужны проросшие зерна пшеницы!» Я ей ответил, что вчера были, и добавил: приду на работу и посмотрю, есть ли они сегодня. Проверив, написал, что есть. И она рассказала, что беременна и ей очень нужно было знать о наличии этих зерен. Тогда я понял: к каждому посетителю нужно относиться так же трепетно, как к беременной женщине.
— Как выбираете героя или товар для публикации на странице рынка?
— Это должно быть полезно, интересно и от души — в общем стиле Комаровки. Часто история рождается абсолютно случайно. Утром, обходя рыночные ряды, перекинулся парой слов с одним из продавцов. Он рассказал о своем продукте и о том, как его правильно приготовить для лечения простудных заболеваний. И так вкусно это было описано, что я попросил повторить под запись. Учитывая сезон ОРВИ, информация была актуальной.
О космическом и земном
— Сейчас в Минске полно магазинов разного формата — шаговой доступности, сетевых, супер- и гипермаркетов, где царит продуктовое изобилие. Как считаете, наступят такие времена, когда рынок полностью утратит свою надобность?
— Никогда! Измениться может только форма. Комаровский рынок — место уникальное. Со своими историей, традициями и укладом. Он собирает вместе огромное количество людей: арендаторов, покупателей, продавцов, администрацию. Наш рынок находится в центре города и никогда не пропадет. Сейчас мы стараемся сделать все, чтобы он был более удобным для каждого, меняя его оболочку, но не суть.
— Поделитесь планами на будущее.
— У нас есть традиция: мы не делимся планами, а показываем результаты. Уже в этом году успели открыть свое мини-кафе в Первом национальном торговом доме. Есть много проектов, но рассказывать о них не буду, увидите сами! К примеру, раньше в секрете держали обновленную концепцию внутреннего интерьера Комаровки. Потом получили немало комплиментов. Ведется постоянная работа, чтобы любимый минчанами и гостями столицы рынок стал еще лучше и современнее.
— Кем вы мечтали стать в детстве? Явно тогда не думали, что придете на рынок, пусть и главный в городе.
— Хотел быть космонавтом. Я даже считаю своим профессиональным праздником День космонавтики (улыбается). В космосе есть романтика, какая-то неизведанность, бескрайность. Но, к сожалению, я боюсь высоты. Так что выбрал креативную и очень нужную людям профессию. Ни о чем не жалею, делаю ее работой мечты.
Человек должен любить свой труд. Я вот уверен: печь хлеб без любви невозможно. Так и я пеку свой «хлеб» с любовью и надеюсь, что делаю это хорошо. Вижу результаты своей работы. Это может быть как обратная связь от покупателей, так и увеличение продаж у продавцов. В нашем случае работают не алгоритмы, а душевность. Комаровка никогда не покупала рекламу, однако охваты у нас огромные. Это особенно важно, учитывая, что 2024-й объявлен в Беларуси Годом качества. И за качество своей работы Комаровка отвечает как перед покупателями, так и перед продавцами.
Фото Сергея Мицевича и Александра Морунова
Подготовил Ярослав Бозин