«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону: никто из семени твоего во все роды их, у которого на теле будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему; никто, у кого на теле есть недостаток, не должен приступать, ни слепой, ни хромой, ни уродливый, ни такой, у которого переломлена нога или переломлена рука, ни горбатый, ни с сухим членом, ни с бельмом на глазу, ни коростовый, ни паршивый, ни с повреждёнными ятрами; ни один человек из семени Аарона священника, у которого на теле есть недостаток, не должен приступать, чтобы приносить жертвы Господу; недостаток на нём, поэтому не должен он приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему; хлеб Бога своего из великих святынь и из святынь он может есть; но к завесе не должен он приходить и к жертвеннику не должен приступать, потому что недостаток на нём: не должен он бесчестить святилища Моего, ибо Я Господь, освящающий их. И объявил это Моисей Аарону и сынам его и всем сынам Израилевым» (Лев. 21:16-24).
Когда Самуил под Божьим водительством был готов помазать царя из сыновей Иессея в качестве преемника Саула, он подумал, что нашел правильного человека для этой цели в старшем сыне Иессея, Елиаве. «Но Господь сказал Самуилу: “Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце”» (1 Цар. 16:7). Этот отрывок как бы говорит: «Богу все равно, как ты выглядишь». Эта мысль приносит утешение многим из нас!
Поэтому, когда в Лев. 21 читаешь, что Бог отвергал некоторых священников, потому что у них были физические недостатки, это несколько шокирует. Но нарушает ли это Божью недискриминационную политику в отношении внешности? Ответ на этот вопрос — «нет». Священники в эпоху Ветхого Завета были особым случаем. Они представляли Бога и Его святость, и чтобы делать это надлежащим образом, они должны были быть «без порока».
А что Новый Завет? Говорит ли закон Христа, под которым мы живем, что-либо о том, что думает Бог о нашей внешности? В основном учение Нового Завета согласуется с истинами, изложенными в данном отрывке из 1 Царств. Самая большая дискриминационная проблема в новозаветные времена основывалась не на способностях или внешнем виде, а на национальной принадлежности; иудеи не сообщались с язычниками. Этот вопрос был подчеркнуто разрешен вдохновенными авторами. Павел сказал: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Когда Бог спасает человека, Он не смотрит на его положение в мире. Спасенный, мужчина или женщина, становится чадом Божьим и учеником Иисуса! Богу безразлично родословие или внешность человека. Все люди — одно во Христе Иисусе.
Есть ли такая ситуация, в которой внешний вид христианина может иметь значение? Да, есть. Поскольку Бог хочет, чтобы каждый из Его народа оказывал на других благотворное влияние (Мф. 5:13-16), то христианам нужно обращать внимание на то, какое впечатление они в повседневности производят на других. Это правда, что «Господь смотрит на сердце», но другие люди смотрят на внешность человека и делают о нем вывод на основании того, что видят.
Зная это, должны ли мы беспокоиться о том, что другие видят и думают, когда смотрят на нас? Если мы хотим оказывать благотворное влияние на других и спасать их души, то должны! Конечно, обстоятельства разнятся в зависимости от времени, места и культуры; поэтому ни один христианин не может указывать, как другой должен выглядеть в каждом случае. И все же каждый христианин должен учитывать то, как внешний вид может усилить или ослабить его христианское влияние.
В некоторых отношениях мы мало что можем сделать со своей внешностью, но всем нам следует «делать максимум из того, что имеем», чтобы оказывать самое благоприятное влияние на других в том мире, в котором мы живем.