На моей практике самым распространенным нарушением среди неговорящих детей является диспраксия. Это двигательное расстройство осложняет планирование и выполнение различных физических задач, включая артикуляцию – способность произносить слова.
Диспраксия может проявляться как самостоятельное нарушение или в сочетании с другими нарушениями. Это сенсомоторное расстройство затрудняет не только речь, но и общую моторику, что делает обычные для других детей задачи чрезвычайно трудными.
Например, ребенок с диспраксией может испытывать затруднения не только в обучении правильной артикуляции, но и в освоении таких навыков, как езда на велосипеде или самокате. Рассмотрим конкретные примеры проявления диспраксии:
1. Физическая активность: Дети с диспраксией часто избегают подвижных игр, так как не могут бегать, прыгать или балансировать на беговеле. Простое действие, как пинок по мячу, может быть для них непреодолимой задачей из-за плохой координации движений.
2. Самообслуживание: Основные навыки самообслуживания, такие как одевание, пользование столовыми приборами или застегивание пуговиц, становятся серьезной проблемой. Ребенок может бороться с каждым шагом процесса, что значительно замедляет его самостоятельность.
3. Координация и равновесие: Нарушенное равновесие часто приводит к тому, что дети спотыкаются и натыкаются на предметы, что может вызвать дополнительные трудности и опасения при выполнении повседневных задач.
4. Речевые навыки: В тяжелых случаях диспраксии ребенок может вовсе не говорить или говорить очень мало, используя только отдельные слоги или пропуская и переставляя их в словах.
Эти проявления не обязательно встречаются все вместе, но их наличие может указывать на диспраксию. Для подтверждения нарушения необходимо провести тщательную диагностику, которая поможет выявить основные трудности и степень их выраженности.
Тело ребенка с диспраксией "организовано" так, что даже простые двигательные задачи требуют осмысленного участия и специального обучения. Нейронное развитие в головном мозге этих детей может быть незрелым, что требует индивидуального подхода в обучении каждого двигательного навыка.
В обучении и коррекции диспраксии ключевую роль играют сенсорная интеграция и специально разработанные упражнения. Например, можно использовать игры с ленточками для развития мелкой моторики, или специальные упражнения на балансировку для улучшения координации и равновесия.
На моем канале в телеграмм вы найдете множество статей и видео, где я подробно описываю, как можно дома, через игры и упражнения, помочь вашему ребенку справиться с этим нарушением. Если у вас есть вопросы или вам нужна диагностика, переходите по ссылке Телеграм, и мы сможем вместе разработать эффективный план поддержки вашего ребенка.
Пообщаться с автором – можно в Телеграм канале, переходите по ссылке и подписывайтесь!