Да уж, не иссякает фантазия наших киноделов в области издевательства над темой Великой Отечественной войны. Ну, просто тема очень «хлебная», государство на неё безотказно деньги выделяет.
По названию «Истребители» кто-то может решить, что это продолжение приключений сутулой Жени и графа Дюжева с капризно искривлёнными губами, но это не так. Во вселенной первых двух сезонов персонаж Екатерины Вилковой бесславно погиб из-за ночных любовных игр и разболевшейся головы, а тут она снова жива-здорова, и нынче она не лётчица, а авиационный инженер.
Итак, фильм начинается. Два опытных лётчика (Игорь Петренко и усатый мужик, похожий на Кузьмича с дальнего кордона) сопровождают стайку молодых пилотов.
И тут налетают два «мессера». Они шутя расстреливают двоих пацанов и собираются улететь, когда Игорь возникает у них за спиной и показывает, что значит возмездие. Одного он просто расстреливает в окрошку, а второго подбивает и у него заканчиваются боеприпасы. Немец пытается удрать, но Игорь упорно его преследует. «Мессер» совершает вынужденную посадку в поле, Игорь тоже сажает самолёт и спешит к нему с пистолетом в руках.
Я уже ожидал, что мы увидим пародию на «День независимости» с Уиллом Смитом, когда он инопланетянину морду бил, но тут обошлось без мордобития: подбежали пехотинцы и уговорили Игоря отдать пленного им.
В целом, начало нормальное, динамичное. Смутила лишь гибель одного из наших лётчиков, который буквально взорвался в кабине самолёта, как пакет с красной жидкостью. Перебор с кровищей, режиссёр.
Идут титры, звучит песня Владимира Семёновича «Их восемь, нас двое». Песня – до мурашек, хоть и знаю её наизусть. И тут вдруг она внезапно заканчивается на словах «в бою не бывает чудес». Эту прекрасную песню просто использовали как саундтрек, кусок отрезали и выбросили, а ведь это одна цельная история! Меня такое отношение к песне покоробило.
И вот уже Игорь в Кремле, принимает Звезду Героя лично из рук Сталина. Сталин же что-то бормочет и мямлит, будто гоняет по рту насвай. Какой-то сутулый бормочущий дед вместо Отца народов.
В зале мы наблюдаем Анатолия Кота. Нам ясно: если в кадре появился Кот, значит, сейчас нагадит. (Прошу прощения у Анатолия Леонидовича за этот неприличный каламбур, ну уж такое за ним закрепилось амплуа).
И точно! Геройского лётчика знакомят с авиаконструктором Яковлевым, и Игорь высказывает пожелание об увеличении боекомплекта. Тут же в разговор влезает Кот, презрительно глядя на боевого лётчика глазами дохлой рыбы. Мол, своими делами занимайся, а в инженерные вопросы не лезь, раз ничего не понимаешь.
А Яковлева и Кота сопровождает Екатерина Вилкова, она знакомится с Игорем и между ними происходит какая-то химия. Весь вечер они будут украдкой кидать друг на друга взгляды, но к добру это не приведёт.
На банкете Кот нажирается, как свин, и начинает лапать Екатерину прямо в банкетном зале.
Она вырывается от него и убегает в женский туалет, запершись изнутри.
Игорь, почувствовавший, что творится что-то неладное, спешит на помощь к Екатерине.
Пьяный полковник Кот орёт ему: «Кру-гом!!!»
Игорь тоже каламбурит и говорит, что Кот ведёт себя, как скот.
Затем Игорь хватает бесноватого полковника и велит женщине бежать. Та быстро следует его совету.
Осознав, что инженерское тело уплыло у него из-под носа, Кот совсем озверел. Он схватил какую-то стойку и попытался пробить Игорю голову, но Игорь круто ускользнул и пробил полковнику в пятачину, сломав нос.
Пьяный полковник сказал, что теперь Игорю конец, а знакомый генерал вздохнул, мол, полковник этот – человек Берии.
И вот уже рядовой Игорь в ватнике грустно трясётся в грузовичке на фоне зимней природы.
Приехал он в лётный штрафбат, оказывается, такие были. Правда, их к 1943 году ликвидировали и стали направлять осуждённых офицеров в обычные пехотные штрафбаты, а в фильме у нас аж весна 1944-го, но мы-то всё понимаем: лётный штрафбат, да битва Крым, который наш – ни один чиновник Микульта не посмеет отказать!
В общем, летают штрафники на ржавом металлоломе, который кряхтит, трещит, дымится и отказывается взлетать. Скромный Игорь никому не говорит о своём героическом прошлом, и поначалу остальные лётчики смеются над сталинским соколом, который силится, но не может взлететь из-за сломанного двигателя. Мол, плохому лётчику шасси мешают.
Служит в эскадрилье трусоватый молодой лётчик Ерохин.
Однажды Игорь становится свидетелем того, как лётчик Вдовин (Максим Заусалин) пытается набить Ерохину морду за то, что он всех бросил и удрал из боя.
На товарищеском суде командир полка предложил отправить Ерохина в пехотный штрафбат, но Игорь благородно вступился за труса, мол, перебор!
Ну, какой перебор? То, что он струсил, он и сам признал. Штрафбат – это ж не расстрел. Искупит вину и дальше будет служить. А кому нужен такой лётчик? Это же не опытный истребитель Скворцов из фильма «В бой идут одни «старики». Нет никакой надежды, что он будет сбивать «бубновых» вместо желторотиков – он сам хуже любого желторотика.
Ерохин тайно вздыхает по медсестре Нине, и даже выстрогал для неё из дерева птичку. Но тело Нины принадлежит местному гопнику, бывшему капитану Кириллову по кличке «Акробат».
Акробат командует авиационным звеном, но почему-то вместо вечернего совещания он идёт в сарай предаваться утехам с Ниной. А на шухер он выставляет несчастного влюблённого Ерохина. Ерохин унижен, но он соглашается сделать добряк Акробату, чтобы заслужить его расположение.
Естественно, командир полка на совещании спрашивает, где пропадает Акробат: как-никак завтра предстоит очень серьёзный боевой вылет!
Замполит прекрасно знает, где и с кем тешится военный, поэтому он прямиком идёт к сараю и разгоняет спаривающихся, Ерохин не успевает предупредить авторитета, и тот за это называет Ерохина головкой от патефона.
Акробата в штабе отчитывают и выгоняют прочь, назначая вместо него Игоря командиром звена. Акробат, выходя из штаба, нарочно цепляет Игоря плечом.
Задача следующая: надо будет завтра полетать над мостом, немцы раскроют свои точки ПВО, наши их зафиксируют и передадут штурмовикам, которые их уничтожат. А затем прилетят бомбардировщики и разбомбят мост.
Игорь относится к задаче скептически: мол, используют их, как приманку? Замполит ахает от такой дерзости и говорит, что это называется разведка боем.
А комполка грустно добавляет, что других заданий им не дают.
Приходит вечерком Игорь в палатку, смотрит – кровать Ерохина пустая, и на её спинке висит кобура от пистолета. Поспешил он в сарай, где обычно штрафники совокуплялись и стрелялись, да и забрал ствол у лошары.
А ещё он торжественно назначил Ерохина своим ведомым. Ну, теперь, наверное, парень исправится и начнёт валить немцев пачками!
А Екатерина интересуется у Кота, куда пропал героический сокол Игорь? Кот с гадкой ухмылкой рекомендует забыть про Игоря, так как он уехал на место своей дальнейшей службы.
И вот наступает утро и звучит команда: «От винта!» Приманка выдвигается к мосту…
Конец первой серии.
Начинался сериал за здравие, но к концу первой серии скатился в яму. Нельзя сказать, чтобы его создатели злоупотребляли антисоветчиной, но безнадёги и чернушки в свой фильм подпустили, чего греха таить. Посмотрим, что будет дальше!
Всё выше, и выше, и выше ставьте "палец вверх"!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Истребители. Битва за Крым» (2024).