Найти тему

Задержка психоречевого развития у детей: как распознать и что делать

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это тема, которая беспокоит многих родителей, и не без причины. В моей практике врача-психотерапевта я сталкиваюсь с этим расстройством развития довольно часто, и хочу поделиться своим опытом и знаниями по этому поводу.

Первое, что следует понять, это что такое ЗПРР. Это состояние, при котором ребенок отстает в развитии речи и интеллекта в целом по сравнению с возрастными нормами. Основным симптомом чаще всего является задержка в развитии речи, которая тормозит дальнейшее интеллектуальное развитие. Речь - это инструмент для развития мозга.

Недаром для профилактики деменции людям пожилого возраста специалисты советуют учить стихи и изучать иностранные языки.

Использование речи как инструмента коммуникации создает в мозге новые нейронные связи, усиливает передачу импульсов между правым и левым полушариями. Именно по этой причине неговорящие дети начинают отставать в интеллектуальном развитии.

На какие симптомы следует обратить внимание родителям? Они могут быть разнообразными и включать в себя низкую концентрацию внимания, трудности с пониманием и использованием речи, отсутствие интереса к играм и другие.

В своей практике я часто наблюдаю следующие признаки:

  • Непрерывное слюноотделение, не связанное с прорезыванием зубов;
  • Частые приступы нервозности и гиперактивности;
  • Недостаточный для своего возраста сон;
  • Проблемы с запоминанием и анализом информации, заметное преобладание зрительной памяти над слуховой;
  • Частые перепады настроения, неустойчивый эмоциональный фон;
  • Трудности с удержанием внимания на предметах, просьбах, действиях;
  • Ребенок не проявляет интереса к игрушкам и играм;
  • Частые падения, дискоординация, трудности с выполнением простых физических действий;
  • Ребенок не всегда понимает, что ему говорят, и не реагирует на просьбы;
  • Проявления агрессии к окружающим или к себе самому;
  • Ребенок не реагирует на звуки, за исключением человеческой речи;
  • Ребенок не умеет правильно использовать игрушки и предметы обихода в возрасте старше 2 лет;
  • «Мозаичное» запоминание информации, когда ребенок помнит только отдельные фрагменты;
  • Непонимание роли игрушек. Использование их не по назначению или предпочтение обычных предметов вместо игрушек;
  • Трудности с освоением навыков письма и другие учебные проблемы.

Самые главные симптомы связаны, конечно же, с речью:

  • Замкнутость и избегание общения. Ребенок не проявляет радости при виде родных, не стремится к общению со сверстниками.
  • Ребенок не говорит сам или не пытается активно повторять звуки и слова до полутора лет.
  • Простые слова без фраз. Он произносит отдельные слова, но не умеет составить из них простейшие фразы.
  • «Тарабарская» речь. Малыш говорит быстро и невнятно, с выраженными искажениями артикуляции, из-за чего его сложно понять даже родителям.

Что же может стать причиной ЗПРР и какие методы коррекции

Это может быть вызвано различными факторами, включая генетические предпосылки, проблемы во время беременности или родов, инфекционные заболевания, неблагоприятное воздействие окружающей среды, в том числе психологический стресс.

Теперь давайте поговорим о методах коррекции. Самое важное здесь – раннее выявление и начало лечения. Чем раньше мы начнем работать с ребенком, тем лучше будут результаты. Коррекция ЗПРР может включать в себя различные методики, такие как лечебные занятия с логопедом, психотерапия, игровая терапия, а также сотрудничество с другими специалистами, такими как педиатр и невролог.

Важно помнить, что каждый случай уникален, и подход к коррекции должен быть индивидуализированным. Родители играют ключевую роль в поддержке ребенка на этом пути, и их внимание и терпение очень важны для успеха.

Надеюсь, что эта статья поможет вам лучше понять, что такое ЗПРР, какие могут быть его симптомы и причины, а также какие методы коррекции существуют. Если у вас есть вопросы или вам нужна дополнительная информация, не стесняйтесь обращаться ко мне.