Папу римского Николая I, одного из участников раскола между западной и восточной церквями, историки считают настоящим "титаном девятого века". Но действительно ли этот человек был тем, кем его обычно изображают?
Не успел ещё Людовик,король Италии,провозглашенный императором Запада, отъехать и нескольких миль от Рима,как стало известно о смерти Папы Римского. Партии вечного города приготовились к борьбе. Но схватке не суждено было произойти, по крайней мере в этот раз. Уступив вескому аргументу императора, в виде вооруженного отряда, больше напоминающего армию,кардиналы избрали новым папой Николая, первого с этим именем.Историки называют Николая одним из величайших пап раннего средневековья. Безупречный авторитет, повелевающий королями и епископами, готовый до конца бороться за свои идеалы. Но Николай, по существу компромиссная фигура, возможно и не стал бы папой римским не поддержи его жена императора, представительница одного из влиятельнейших кланов Италии.
На протяжении практически двух лет, о его деятельности ничего не было слышно. Хотя и в мире, и в империи Каролингов, происходили весьма знаменательные события. Империя Каролингов, объединившая почти всю Западную Европу, начинала распадаться. Западная её часть постепенно превратилась во Францию,а восточная-в Германию. Между ними, от современной Голландии до Рима, протянулось так называемое Срединное королевство. И хотя Людовик, сын Лотаря и король Италии,был провозглашен императором всех трех частей, власть его никем не признавалась, а борьба за влияние и территории только нарастала.
Но Николаю было не до этого. В конце 859 года к нему обратились с жалобой жители Равенны. За бывшую когда-то византийской территорию, долгое время шла непрекращающаяся борьба. В тридцатые годы там закрепился Иоанн, ставший архиепископом и клан которого пытался прибрать к своим рукам все находившиеся в округе земли. Многие из этих владений формально принадлежали папе. Если бы тогда существовал уголовный кодекс, то там бы не нашлось ни одной статьи в которой бы не обвинялся Иоанн Равеннский. Грабежи и убийства, рэкет и рейдерские захваты, неподчинение властям и превышение полномочий, и даже сотрудничество с врагом и еретиками. Трижды папа призывал Иоанна в Рим, и трижды он отказывался признавать его главенство. Наконец прозвучало отлучение. Не найдя поддержки при дворе императора, Иоанн поехал в Рим, но захваченные подарки не помогли и ему пришлось вновь отправиться к императору. Казалось все это должно было привести к смещению, но видимо Иоанн нашел нужные слова. Император просит за опального епископа Равенны и тот примиряется с папой. А жена императора и члены её клана странным образом становятся владельцами крупных владений в Равеннском экзархате. Иоанн так и не смирился до конца. И как только появлялась возможность, поддерживал врагов папы. Отлученный еще раз, он смог сохранить должность, пережив не только Николая, но и парочку его приемников.
Не успел Николай разобраться с Равенной как был втянут в новый, куда более значительный конфликт. Прибывшее в 860 году из Византии посольство привезло приглашение на собор в Константинополе. Папа надеялся, что на соборе будет решен вопрос о восстановлении его власти в южной Италии и западных Балканах, потерянных во времена иконоборческого движения. Но легаты Николая попали, как говориться с корабля на бал. Вместо собрания иерархов их привели на судилище. Прикрываясь посланцами папы, новый патриарх, Фотий, заставил бывшего патриарха, Игнатия, письменно отказаться от своей должности. Легаты вынуждены были признать законность избрания Фотия и отрешение Игнатия. Напуганные царившей обстановкой они постарались как можно скорее убраться из Нового Рима. Но по прибытии в Рим старый их ждал ещё один сюрприз. Пороги Латерана, папского дворца, уже обивали сторонники свергнутого Игнатия, игнатиане. Они обвинили главу делегации, епископа Порто Родоальда, в получении взятки, во всей красе расписывая зверства, которым подвергся незаконно свергнутый патриарх. Оправдания Родоальда потонули в упреках за невыполненную миссию. И хотя его, крупную фигуру одной из римских партий не сместили, что называется осадок остался. Позже его все же лишат должности епископа Порто, но уже по другому делу. А между Римом и Константинополем завязалась бурная переписка. Упреки переросли во взаимные оскорбления, закончившиеся обвинениями в ереси. Наконец под напором игнатиан, поддержанных греческой диаспорой Рима, Николай решается на провозглашение анафемы Фотию. Римский собор 863 года провозглашает Фотия низложенным, и запрещает ему занимать любые церковные должности. Константинополь даже не обратил внимание на этот недружественный шаг. Только в 865 году, когда обострились взаимные противоречия в Болгарии, Император Востока пишет Николаю резкое письмо, После чего собор в Константинополе провозглашает анафему папе римскому. Одной из причин столь решительного шага стало письмо недовольных действиями папы епископов Запада, в числе которых был и уже упоминаемый Иоанн. Робкая попытка Николая наладить контакт с Востоком ни к каким результатом не привела.
Во время собора 863 года папа смещает епископов Порто и Ананьи, участвовавших в посольстве в Константинополь. Этот необдуманный шаг привел к нарушению баланса сил, приведшего в последующем к кровавой борьбе за папскую тиару. Новым епископом Порто стал Формоз, печально известный "участник" жуткого "трупного синода". А пока новый епископ Порто отправился в Болгарию, где вновь столкнулись интересы папы и греков.
Болгария, пытавшаяся доминировать на Балканах, столкнулась с противодействием Моравии, поддержавшей различных славянских сепаратистов. Постепенно сложились два союза-болгаро-немецкий и мораво-византийский.Но немцы погрязли вовнутренней смуте, а болгары, зажатые с двух сторон, под напором греков, вынуждены были креститься. Боясь, что новая церковь полностью подпадет под влияние Византии, болгарский царь обратился за советом к папе римскому. Поддержать болгар и отправился новоявленный епископ Порто. И дело не только в противостоянии с греками. Не признававшая авторитет папы немецкая церковь огнем и мечем несла знамя христианства на восток. И все новообращенные, вместе с доходами, подчинялись только ей. Моравы, призвавшие Кирилла и Мефодия, сопротивлялись как могли. Но силы были слишком неравны. Кириллу пришлось обратиться к папе, попросив о непосредственном подчинении Риму. Антинемецкая партия проиграла, и братья вынуждены были бежать. Через Моравию, немецкое духовенство начало распространять свое влияние и в Болгарии. И миссия Формоза должна была предотвратить это. Увы папа отказался назначить Формоза главой болгарской церкви, как о том просил правитель страны, нуждаясь в столь сильной фигуре дома. Боясь немецкой экспансии, болгары вновь вернулись в лоно греческой церкви. А Кирилл и Мефодий еще не один год безуспешно боролись за свои права в Моравии.
Но казалось бы в одном конфликте Николаю все же удалось выйти победителем.
Всё начиналось как в сказке. Было у отца три сына. Старший (Людовик), умный был детина, средний (Лотарь) был не так не сяк, младший (Карл) был...ну не совсем конечно дурак, но все же. Отец разделил свое наследство, Срединное королевство, на три части. Италия и титул императора, достались Людовику. Лотарю- часть Бургундии, Эльзас-Лотарингия и Фризия, земли разделяющие Германию и Францию. Карл же получил Прованс. Еще перед разделом, каждый из будущих королей постарался взять в жены девушку из местной знати. Кроме Карла. Знать, понимая что ничего путного от него не выйдет, да и вряд ли он доживет до появления потомства, запретила ему вступать в брак.
В самом сложном положении оказался Лотарь. Он уже был женат. Брак был неофициальным, и его супругу обычно называли "любовницей". Желая приобрести большее влияние, а возможно и земли Карла, он решил взять в жены девушку одного из самых влиятельных в королевстве кланов - Бозонидов - Теутбергу. Бозониды владели землями по обе стороны западных Альп контролируя проходы через них. А дальше начинается одна из самых фантасмагорических историй раннего средневековья, по сравнению с которой "Игра престолов" просто детская сказка.
Бозониды владели значительной частью королевства Карла, Провансом. Но фактическим правителем Прованса был, не особо ладивший с ними граф Вьена. Что бы хоть как-то наладить отношения, за одного из Бозонидов выдали осиротевшую дочь соратника графа.
Казалось бы для Лотаря все шло не плохо, когда через два года выяснилось, что Теутберга бесплодна. Все планы рушились. Единственная надежда- сын "любовницы", родившийся незадолго до женитьбы на Теутберге и потому считавшийся бастардом. И граф Вьены, и эльзасская знать, поддержали Лотаря в стремлении разорвать неудавшийся союз. Нашлись "добрые" люди, обвинившие молодую супругу в порочной связи с братом. Его и решили для начала дискредитировать. Помимо обычных земель, он владел ещё и монастырем, женским. В Рим было отправлено письмо, в котором брат Теутберги, помимо порочной связи, обвинялся в превращении монастыря в настоящий притон. Дело уже шло к суду, но поддержавший обвинителей папа римский вдруг умирает и новым папой становится Николай. Не без помощи влиятельных родственников процесс откладывается. А позже о нем и вовсе забывают.
Лотарь же и не думал сдаваться. И обстановка кажется способствовала его успеху. Во Франции восстают бароны севера. Они призываю короля Германии. Лотарь пропускает его войска, видимо в надежде на то, что тот поддержит его развод. Граф Вьена заключает с ним договор, по которому обещает по смерти Карла передать Лотарю его королевство. А в это время разворачивается еще один брачный скандал.
Король Франции, ради выгодного союза отдал свою 14-летнюю дочь за 60 летнего короля Англии. Но не прошло и двух лет, как молодожен скончался. По традициям тогда ещё варварской Англии, вдова перешла в руки своего пасынка. Это крайне возмутило духовенство Франции, но король стерпел. Брак тоже не продлился долго и уже дважды вдова покинула негостеприимный остров поселившись в одном из монастырей. Там то она, с подачи брата, конфликтовавшего с отцом, познакомилась с графом Фландрии. Наверно это была любовь. Граф похищает и тайно женится на ней. Отец узнав об этом проклинает обоих и лишает графа земель. Влюбленные,не без помощи Лотаря, пробираются в Рим. Трудно сказать кто и какие веревочки подергал, но Николай признает брак законным и дает супругам охранную грамоту. Скрепя сердце, отец принимает молодоженов, а графу Фландрии возвращает земли. И французский король не прогадал. Граф становиться самым верным из его вассалов.
А Лотарь в это время организует в Кобленце германо-французский примирительный конгресс, в надежде, что между делом ему удастся найти поддержку соседей в деле развода. Несмотря на то, что внятных гарантий ему не дали, он решается начать процесс. В Ахене проходит собор на котором от Теутберги требуют признаться в измене. Женщина отрицает свою вину и настаивает на проведении "Божьего суда". Она окунает руку в кипяток и достает ее невредимой, но судьи все равно требуют признания. Через несколько месяцев проводят еще один собор, и не в силах больше терпеть, несчастная рассказывает правду. Но это не та правда которую от неё хотят услышать. Она действительно имела связь с братом, но это было против ее воли. Пытаясь избавиться от порочного плода она навсегда потеряла возможность иметь детей. Её вины в этом преступлении нет. Она лишь жертва насилия, и требования мужа о разводе незаконны. Но судей это уже не волнует. Брак расторгают, а Теутбергу отправляют в монастырь. Лотарь воссоединяется со своей бывшей возлюбленной. Казалось бы все закончилось хорошо. Но ему докладывают, что по дороге в монастырь Теутбергу похищает брат и вместе они скрываются у короля Франции.
С похищением Теутберги стало ясно, что Лотарь не контролирует ситуацию. Окрестные короли отказались признать развод и законность нового брака. Они написали обращение к папе римскому с требованием не признавать нового брака. Без этого признания Лотарь не мог передать королевство единственному сыну, считавшемуся бастардом. Тем временем похититель уговорил французского короля нанести удар по самому сильному стороннику Лотаря, графу Вьена. Экспедиция провалилась, но брат Теутберги смог закрепиться в своих землях. Три похода против него, организованных Лотарем и графом Вьена, не достигли успеха. Отношения Лотаря с Бозонидами испортились еще сильнее. Девушка из эльзаской знати (часть королевства Лотаря) выданная за одного из Бозонидов, бросив мужа бежала к любовнику. Николай (папа римский), по требованию родственников жениха, потребовал возвращения неверной жены, а всех давших ей приют обещал отлучить от церкви. Ей не оставалось ничего другого как вернуться на родину, в королевство Лотаря, где она стала любовницей епископа Кёльна, по несчастью являющимся родственником первой жены Лотаря.
Лотарь, уже провозгласивший свою новую жену королевой, вынужден был дать согласие на проведение еще одного собора, где бы присутствовали легаты папы римского. Делегацию возглавил епископ Порто, Родоальд. Выслушав доводы сторон, Родоальд признал, что основания для развода есть, но необходимо поехать в Рим, чтобы убедить во всем папу. Легаты и делегация епископов Срединного королевства отправилась в дорогу. Но не успели они еще выехать, а в Латеран (папский дворец) уже полетел донос. Автором доноса стал враждовавший с графом епископ Вьена, поддержанный французским духовенством и королем. В нем он упрекал Родоальда в получении взятки и сговоре с Лотарем, в давлении на местное духовенство, только под угрозой расправы признавшее измену Теутберги. Тем более, что трое из восьми епископов осудивших законную королеву были родственниками любовницы Лотаря. В том числе и больше других ратовавший за развод епископ Кельна, родной дядя новой "королевы", в чьей постели обреталась отлученная папой беглянка. Пока делегация неспешно едет в Рим, умирает Карл II Лысый, Хранитель Запада. Знать Прованса, возглавляемая Бозонидами, отказывается признавать власть Лотаря, и приносит присягу его брату, Людовику Итальянскому. Верным договору остался только граф Вьена, со всеми владениями перешедший к королю Срединного королевства. Прибывшая в Рим делегация была принята не сразу. Их пригласили только когда созвали собор. И на нем, как гром среди ясно неба, было объявлено об отстранении от должности и отлучении всех прибывших, включая епископа Порто. Собор отказался выслушать лотарингских епископов и потребовал от Лотаря вернуться к законной супруге. Шокированные такой новостью епископы Кельна и Трира, рассчитывающие на диалог, обратились с жалобой к Людовику Итальянскому. В это время Людовик как раз возвращался с армией из южной Италии.
В феврале 864 года его армия, в составе которой были и лотарингские отряды, подошла к Вечному городу. Людовик потребовал от Николая объяснений. Тем более, что отстранение епископа Порто и ряда связанных с ним лиц, изменило баланс сил, усилив одну из партий Рима. Николай отказался вести переговоры, а когда войска заняли часть города, укрылся в одной из цитаделей. Понимая, что все складывается не в его пользу, папа не стал призывать народ к сопротивлению. В это время лотарингцы разогнали одну из процессий, убив несколько римлян. Атмосфера накалялась все сильнее. Папа, блокированный в замке, три дня провел без еды. И наконец согласился на переговоры. Но и на Людовика оказывалось не менее сильное давление. Было объявлено, что он заболел, и переговоры от его имени вела жена и ее родственники. Николай согласился снять отлучение с лотарингских епископов, но не более того. В это время "вдруг" умирает организатор разгона процессии. Армия уходит, а вместе с ней вынуждена уйти и делегация Срединного королевства. Уходя они кладут на могилу апостола Петра грамоту с проклятиями Николаю, пробивая мечами дорогу из негостеприимного города. Проезжая через северную Италию непокорные епископы заезжают в Равенну, где подписываются под письмом в Константинополь с призывом помочь в низложении папы.
Людовик Итальянский, выздоровевший как только Рим скрылся из вида, может и рад был помочь своему брату, но ему намекнули, что делать этого не стоит. По возвращении армии, его "случайно" тяжело ранят на охоте, и управление государством переходит в руки жены и ее брата, имеющими тесные связи с Бозонидами. А вернувшихся епископов ждал новый сюрприз. Лотарь, понимая безнадежность своего дела, и ища новых союзников, сблизился с кланом Вельфов, чьи владения во Франции захватили бароны севера. Один из Вельфов и получил епископство Кельна. На новом соборе все духовенство осудило епископов-отступников, а прибывший с Теутбергой новый папский легат забрал с собой в Рим любовницу Лотаря. Вместе с ней в дорогу отправился и лишенный сана епископ Трира, ее родной брат. Союз с Вельфами все же дал результат. Один из их отрядов в стычке убил брата Теутберги. Узнав об этом несостоявшаяся жена Лотаря, доехавшая уже до северной Италии, бежит от легата на родину.
Теутберга пишет папе письма с просьбой разрешить ей стать монахиней. Папа не против. Но с одним условием: от мирской жизни должен отречься и ее муж, Лотарь. И это издевательское предложение не случайно, соседние короли уже поделили Срединное королевство между собой. Всем окружающим становится ясно, что папа всего лишь игрушка в руках сильных сего мира, и прежде всего французского короля.
Не сумев упрочить власть Рима, Николай испортил отношения со всеми возможными союзниками. Константинополь его проклял, северо-итальянское духовенство перестало воспринимать всерьез, и даже власти и знать Италии стали воспринимать его как угрозу. Власти Италии, нуждающиеся в союзниках, пошли на сближение с Константинополем. Греки согласились прислать флот и признать императорский титул итальянского короля, но с одним условием- смещение Николая. Николай, от котором в течении года ничего не сообщается, умирает. Причина его смерти не известна. Но умирает он очень уж вовремя.
Историю с Теутбергой, приводят как пример могущества Николая, но на самом деле его роль весьма незначительна. Ведь в это же время подобные драмы разворачиваются и во Франции и в Германии. Но никто Рим в арбитры не приглашает, как будто папы римского нет вовсе. Считавшиеся незаконными внуки французского короля благодаря усилиям матери и ее родни, все же становятся правителями. А точно такой же бастард провозглашается не только королем Германии, но и получает императорскую корону из рук очередного римского папы.
Автор: Владимир Вольф