Здравствуйте, уважаемые читатели. На днях написал пост в своей группе ВК об экранизации романа Клиффорда Саймака «Заповедник гоблинов». Это был наш российский фильм-спектакль «Заповедник» режиссера Валерия Обгорелова, 1992-го года выпуска. Сценарий почти дословно следовал литературному первоисточнику, но исполнение…. Скажем так, техническая база «Заповедника» очень слаба. Что тут сказать?! Девяносто второй год. Но ведь и советская кинофантастика пыталась в экранизации. Несмотря на всю условность фантастического кино, снятого без использования современных компьютерных «спец. эффектов», нам есть чем гордиться. Вспомнить только «нетленку» «Иван Васильевич меняет профессию», снятую по мотивам пьесы Михаила Булгакова – фильм, любимый миллионами и давно ставший классикой советского кино. Так сказать, тот случай, когда кино с фантастическим допущением стало мейнстримным. Весьма удачной была и экранизация другого фантастического произведения Булгакова – повести «Собачье сердце». Много рассказывать о Полиграфе Полиграфовиче, Швондере – Карцеве, Преображенском – Евстигнееве, не нужно.
Конечно, справедливой будет оговорка, что Михаил Афанасьевич даже в фантастических сюжетах писал так, что невозможно поместить его книги в какие-то рамки, даже столь любимого мной фантастического жанра. Но есть и примеры классической фантастики, успешно экранизированные кинематографистами. Это и «Завещание профессора Доуэля» («Голова профессора Доуэля» А. Беляева), «Человек – амфибия» (по одноименному роману Беляева), «Гиперболоид инженера Гарина» (одноименный роман А. Толстого), «Солярис» (одноименный роман С. Лема), «Чародеи» (по мотивам повести А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу») и др. Экранизации фантастики А. Беляева и А. Толстого, в какой-то мере, напоминают постановки по книгам Булгакова. Общим моментом здесь является большее внимание к людям, их взаимоотношениям и переживаниям, мыслям и идеям, чем к научно-фантастическому допущению. Понятно, почему был такой «перекос»: как вследствие специфики взглядов советских кинематографистов, так и по банальной причине отсутствия технических возможностей для полноценной фантастики (тех самых спец. эффектов). Самым ярким образцом такого фантастического кино стал «Солярис» А. Тарковского. Лем написал роман в духе классической Hard Sci-Fi (твердой научной фантастики). Здесь, главной идей стало наличие иного, непохожего на наш, разума. Тарковскому же интересно было снимать о людях и про людей. Его фильм гениален, но предельно антропоцентричен.
Собственно, на этом и строились лучшие образцы советской кинофантастики. Они создавали для зрителя великолепные образы героев: Ихтиандра, Криса Кельвина и Хари, в конце концов, Шарикова и др. Особняком стоят упомянутые кинокомедии в фантастическом антураже. Гайдай, есть Гадай: отдельная Киновселенная. Ну а «Чародеи» Константина Бромберга – просто великолепная зимняя сказка, прекрасно подходящая для встречи Нового Года.
Только ведь не всегда можно ориентировать литературную фантастику под возможности и специфику кинематографа. Неотъемлемой частью фантастики является зрелищность и упор на научно-фантастическое допущение. Так, в одном из лучших, на мой взгляд, научно-фантастических фильмов, «Терминатор 2. Судный день», переживаниям героев уделено немало времени. Так, Сара Коннор, на протяжении всей картины, рефлексирует по поводу осознания наступления неизбежного будущего, а взаимодействие Джона и Терминатора на все сто обыгрывается создателями фильма. Но все это не имело бы большого значения, без наличия напряженного сюжета и спец. эффектов. Погони, борьба роботов и прочая боевка становятся неотъемлемой частью действа, привлекающей внимание зрителей. Ну а мощнейшее, для кино, конечно, научно-фантастическое допущение, в виде временной петли, делает такой фантастический боевик нетривиальным зрелищем.
Итак, для действительно нетривиального фантастического фильма необходимо несколько слагающих: интересные герои – персонажи (ну и профессиональные актеры, умеющие воплотить их на экране), технические возможности (спец.эффекты, бюджет и т.п.), фантастическая идея. Без этого чистую фантастику снять не получится. Такая фантастика у советских кинематографистов получалась не часто (фантастика, переходящая в мейнстрим, не в счет, о ней писал в самом начале).
Так, в 1967 году выходит советский научно-фантастический фильм Евгения Шерстобитова «Туманность Андромеды», представляющий собой экранизацию культового научно-фантастического романа Ивана Ефремова. Уж извиняюсь за эпитеты, тогда никому бы и в голову не пришло применить вульгарное прилагательное. Но оно довольно точно, «Туманность Андромеды» - действительно культовая книга. Иван Антонович Ефремов в этом романе попытался перенести реалии построения бесклассового социалистического общества в относительно дальнее будущее. Его фантастическое допущение было одной из первых попыток отрефлексировать тему грядущего, сквозь призму настоящего. Получилось здорово. Но вот с экранизацией не задалось. Фильм свелся к банальностям: высокопарным фразам красивых актеров в футуристических нарядах и с безупречными прическами. Критики фильма упрекают его в картонности и шаблонности. Такое ощущение, что литературный первоисточник они не читали. Шаблонов и в романе Ивана Ефремова пруд пруди, а еще вагон и маленькая тележка. Заслуга писателя в том, что он один из первых представил будущее в таком вот социальном ракурсе, а не в развитых персонажах. Друзья, не хочу тут критиковать «культовую классику». Скажу лишь, что не зря писал в начале о фантастических произведениях авторов большой, мейнстримной литературы и нишевой фантастике. Так вот, «Туманность Андромеды» имеет характер культовой книги именно в нише и рамках фантастики, не выходящих за ее пределы в границы большой литературы. Надеюсь, понятно.
Передать характер фантастического допущения только игрой актеров и передачей их характеров в принципе бы не удалось, по причине… хм… отсутствия драматических задатков в литературном первоисточнике. Здесь нужно было наглядно показать ефремовское будущее: прекрасные города на фоне идеальной природы, их жителей, технику будущего, космос и космические корабли. Тогда зритель бы поверил. Но это было просто невозможно технически.
Можно сделать на основе литературного сюжета чистую НФ без эпичности и социалки, развернув сюжет в сторону контакта с андромедянами. Получилось бы что-то вроде «Прибытия» и «Близких контактов третьего рода», в антураже коммунарского будущего. Правда, это был бы лишь фильм "сильно по мотивам".
Если «Туманность Андромеды», на мой взгляд, сложно было переложить на экран, вследствие эпичности и глобальности ефремовского будущего, то с фильмом, по мотивам космической оперы Сергея Павлова «Лунная радуга», могло быть иначе. Влияние космоса на человека, мастерски показанное Павловым, можно облечь в некое подобие триллера по-советски. Да и сюжет там соответствующий. К тому же, в первой половине восьмидесятых, наши кинематографисты худо-бедно могли изобразить космическое действо.
Увы и ах, вышла сплошная говорильня. Мощный актерский состав (Гостюхин, Ливанов, Соломин, Старыгин, Тараторкин и др.) просто отбыл свой номер. К сожалению, это достаточно распространено среди отечественной кинобратии и в наше время. Фантастика не считается чем-то таким серьезным, требующим полной отдачи. В общем, откровенно не получилось.
В 1989 году киношное «начальство» созрело для понимания того, что фантастика – это прежде всего динамика и зрелищность, ну а потом уже размышления и диалоги в духе «Сталкера» Тарковского. Впрочем, сложно было ожидать иное во времена поздней перестройки. Западногерманский режиссер Питер Фляйшман выступил в качестве режиссера фильма «Трудно быть богом», снятого по мотивам еще одного знакового произведения советской фантастики – одноименной повести братьев Стругацких. Фляйшман задумывал фильм в сугубо динамичном, зрелищном плане. Чуть ли не как европейский ответ американским фантастическим блокбастерам. Не срослось. В Европе не заметили, ну а нас фильм стал проходным. Слишком... хм... специфическим был показан в нем Арканар. Вся соль повести Стругацких состояла именно в том, что непогрешимый и рассудительный прогрессор оказался в условиях, когда страсти человеческие коснулись и его. Ярость, гнев, бессилие, боль и т.д. и т.п. На все это нужно было сделать акцент в картине. Сделать драму на фоне приключений и зрелищности. Что-то вроде «Игры престолов». Не имею в виду приемчики создателей современного фэнтезийного сериала, а сам подход, когда истории героев перекрывают любое фантастическое допущение. Не вышло.
Хотя, в принципе, «Трудно быть богом» 1989-го года от советских и немецких кинематографистов можно смотреть и сегодня. Просто, данное кино не выстрелило.
И да, друзья, обсуждать здесь экранизацию Германа не буду. Как говорится, не смотрел, но осуждаю.
Подведу небольшой итог своей импровизированной подборки неудачных экранизаций советской фантастики. На мой взгляд, главной проблемой бравшихся за кинофантастику режиссеров, было то, что они не понимали, что ее основной особенностью является упор на зрелищность. Это сугубо развлекательный жанр. Даже при экранизации социальной фантастики Стругацких, антиутопий Брэдбери («451 градус по Фаренгейту»), строгой НФ Ефремова, Казанцева и др. зрелищная составляющая должна быть на первом плане. Из этого следовало исходить при формировании концепции, сценария, бюджетов и т.п. Понимали данное обстоятельство очень немногие кинематографисты, влюбленные в фантастику. Ричард Викторов, например («Через тернии к звездам», «Москва – Кассиопея», «Отроки во Вселенной»).
Увлеченность и понимание предмета является таким же важнейшим фактором, как и ресурсы (бюджет, спецэффекты). Потому, как уже в иное время и иную киноэпоху, денежка на спецэффекты появилась, а вот искренне увлеченные фантастикой люди – нет. И поэтому, при экранизации фантастики российских постсоветских авторов, часто руководствуются принципом: а чего там, бластером «пыж», замедленным кадром «тыж» и… нормально. Ну еще перед тем как ваять шедевр, пару – тройку заграничной фантастики глянуть. Но об этом в продолжении «Неудачные экранизации российской фантастики».
На сегодня все.
Ссылки на новые материалы, выходящие на этом канале, оперативно размещаются в ВК-сообществе Интересной фантастики https://vk.com/infantastika