Найти в Дзене
λόγος φύσεως

Теология. Триипостасность Бога

Вечный Единый Бог Триипостасен и является Субъектом и соответственно, Субстанцией чистого бытия, Который даёт начало пространству-времени. Поэтому Ипостась обозначение Лица Бога, проявляющего Себя ВОВНЕ, то есть действующего в нашей сфере бытия. Поэтому Ипостась вечного Бога неотделима от ЕДИНОЙ божественной СУЩНОСТИ и Лицо тоже, что и Субстанция и "Первая Сущность" (Аристотель), то есть в Лице Бога или идее сущности человека. То, что находится "под" (греческое слово hypostasis эквивалентно латинскому substantia), иными словами, то, что лежит в ОСНОВАНИИ или служит чему-то ПОДСТАВКОЙ ради бытия, существования. Поэтому "Ипостась" ОБОЗНАЧАЕТ РЕАЛЬНОСТЬ и Актуальную Действительность, существующую в СЕБЕ, Самостоятельную Сущность, но рассматриваемую, особенно после неоплатоников, в ее отношениях с другими Ипостасями. Например, в пространстве множественности людей, из которых ОНА проистекает - Творящий Ум или которым дает рождение. Так, например, у Платона Единое (Первая Ипостась) порождает Ум (вторая ипостась, "проистекающая" из Первой), который в свою очередь порождает Мировую Душу, Третья ипостась как эманация Ума, НО ПРОЯВЛЯЮЩУЮ СЕБЯ В ОДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. Почему святые отцы использовали терминологию "Триипостасность Бога", чтобы не впасть в ЕРЕСЬ МОНОФИЛИТСТВА. Поэтому Символ Православной веры говорит: "верую в Единого Бога, Отца Вседержителя... и в ЕДИНОГО ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, Сына Божьего... Единосущного Отцу, то есть Одна Сущность... Единородного иже Отца РОЖДЕННОГО (в обозначение человеком нашего пространства - времени) - прежде ВСЕХ Веков", то есть "век" - это понятие пространства-времени. Поэтому Бог проявляет Себя в одной воле или энергии в действиях "хотениях ЕДИНОГО Бога". Потому что "ЕДИНИЧНОЕ" свойство Бога, - божественный атрибут обладает самостоятельным существованием безоговорочно" (Аристотель, VIII, 8). Поэтому Триипостасный Бог не удовлетворяет первому критерию, НЕ ПОСТИГАЕТСЯ умом человека, не выражается понятием, Ему нельзя дать ИМЯ, определения. В этой связи Ипостась обозначает РЕАЛЬНОСТЬ, также Субстанцию идеального бытия, существующую в СЕБЕ, и проявляющую СЕБЯ Одновременно ВОВНЕ, В ТРЕХ ЛИЦАХ. Потому что Бог "дышет где хочет", Он проникает в сферу нашего бытия, потому что субстрат Его бытия НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ. Потому что все определения всегда восходят к некоторому субстрату и "не одно из них не может существовать отдельно (Аристотель, XIV, 1), то есть Бог ОБЛАДАТЕЛЬ СВОЙСТВ - РАЗУМА, ЛОГОС, Слово НЕРОЖДЕННОЕ и которым Единый Бог творит мир. Поэтому божественный субстрат сущности человека предполагает богоподобную акциденцию (умый, разумный). Поэтому состояние Сущности НЕОТДЕЛИМО от соответствующего субстрата чистого бытия Бога. Поэтому Христос воплощается в человеческой природе. Аристотель определяет и логически и ОНТОЛОГИЧЕСКИ: Творящий Ум, Логос, Слово Бога творит человека, мир. Логически, - это "То, чем сказывается (Логос) и творится все остальное, тогда как Он Сам уже не сказывается в другом". Онтологически: лежит в ОСНОВЕ двояким образом или как вот эта отдельная вещь или как материя для осуществлённости (материал). Поэтому Аристотель говорит, что сущность предмета существует В НЕМ САМОМ, а не отдельно от него, – принимает ВИД выражения - «не существует сущности без ипостаси». Под Ипостасью, по терминологии святителя Василия Великого, подразумевается индивидуальный предмет или ЛИЧНОСТЬ. Ипостась понимается как ТО, ЧТО НАХОДИТСЯ ПОД Субстанцией, то есть имеет ЖИЗНЬ в Себе и "РАДИ ЧЕГО" , Иного, ради жизни человека. Поэтому в зависимости от онтологического представления философия выделяют Субстанцию ИДЕАЛЬНОГО пространства и сотворенную - МАТЕРИАЛЬНУЮ. Поэтому в Боге не существует последовательности ЕГО ДЕЙСТВИЙ: Бог воплотился, детство Христа, призывает учеников, даёт им поучения, страдает на Кресте, сходит в ад, Воскресает - это понятия пространства-времени, в котором присутствует ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, ПРОТЯЖЕННОСТЬ, ДВИЖЕНИЕ. Поэтому описание Евангельских событий происходит во ВРЕМЕНИ и в понятиях ЧЕЛОВЕКА. Поэтому Вочеловечение Единого из Святой Троицы Бога-Слова есть все СОВЕРШЕННОЕ ЕСТЕСТВО Божества в ОДНОМ из Своих ЛИЦ, Которое соединились с одним человеческим естеством. Христос Един и Едино Его ЛИЦО (ипостась) в пространстве - времени, видимого мира имеет два естества: Своего Божества и человечества, в ОДНОЙ СУЩНОСТИ БОГА. Поэтому то, что совершала божественная природа, но не без участия плоти и то, что совершала плоть, но не без участия Божества. Поэтому антропология исходит из понимания Абсолюта, как Божественной Личности, Первой Сущности, Которая Едина в Трех Лицах (1 Иоанн. 5:7). Христианская антропология исходит из толкования наглядно-образного представления семитохамитских народов современников ветхозаветной истории, как неусторенности мира человеческого, Божественного всевидения и бесполезного типа человеческих претензий на познание мира Бога, социума, уникальности человека, трансцендентности и непознаваемости Бога, Его благодати, избранничества Божия, божественного всемогущества и тленности тварного, ничтожности человеческого существования "в мире сем", в представлении реальной действительности в теории дуализма, креационизма, мессионизма, провидиционизма, монотеизма итд. Поэтому Ипостась Бога ВСЕГДА только МЫСЛИМ И ПОНИМАЕМ как неслиянное, ЕДИНОСУЩНОЕ бытие Ипостасей ОДНОЙ в ДРУГОЙ и тождество как воли так и деятельности, и, силы и, могущество и движение понимаем как бытие Единого Вечного Бога и Слова и Духа Его, так как ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ в ВЕЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ БОГА НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Поэтому естество Божества в КАЖДОМ из Его ЛИЦ : все в Отце, все в Сыне все в Святом Духе.