21 января 1961 года экипаж 57-го ОАЭ МУАСП и МВЛ ГВФ выполнял перегоночный рейс после ремонта вертолета Ми-4 (б/н СССР-31462) из Ленинграда в Кременчуг. После успешного контрольного облета накануне, в этот день в 12:47 они вылетели в направлении Череповца с промежуточной посадкой. На борту кроме топлива (доп. бак) никакого другого груза не было.
Через 10 минут после взлета командир доложил о пролете Колпино на высоте 150 метров визуально и получил разрешение на дальнейший полет. Однако после этого связь с экипажем прервалась, и вертолет так и не прибыл в пункт назначения.
Спустя 3 дня, 24 января, обломки воздушного судна были обнаружены в 27 км от Волхова в лесном массиве возле железной дороги. Все члены экипажа погибли.
Расследование установило, что примерно в 13:50 на высоте 150-200 метров произошел разрыв 4-й лопасти несущего винта по 19-й нервюре. Из-за этого вертолет полностью потерял управление и рухнул в заболоченный лес под углом 60-70 градусов с правым креном 70-80 градусов.
Комплект лопастей Ш-19-167, в котором была дефектная 4-я лопасть, был изготовлен в июле 1960 года на заводе п/я 634. К моменту катастрофы эти лопасти налетали всего 5 часов 35 минут.
Экспертиза показала, что в лонжероне оборвавшейся лопасти имелась производственная трещина, которая образовалась при пайке из-за негативного воздействия припоя на прочность материала. Это и стало главной причиной разрушения лопасти и последующей катастрофы.
Сопутствующая причина - отсутствие эффективного контроля качества на этапе производства лопастей на заводе-изготовителе. Материал лонжерона соответствовал нормативам, но бракованная пайка привела к фатальным последствиям.
Таким образом, катастрофа произошла из-за некачественного изготовления одного из ключевых компонентов вертолета на заводе и отсутствия надлежащего контроля качества.
Катастрофа Ми-4: как бракованная деталь лишила жизни весь экипаж из-за халатности на заводе. Случай в январе 1961 года
19 мая 202419 мая 2024
2697
1 мин
38