Найти в Дзене
Странствия поэта

Как меняется повестка в мире, а мы и не замечаем

Оглавление

Недавно в США завирусилась старая реклама «Кока-Кола» 2010 года. На ней простая традиционная семья радуется жизни. Отец, сын и мать. Отец играет с ребёнком в мяч, мать смотрит на них и умиляется, а затем приносит им на подносе холодную бутылку газировки. Была в то время и реклама, где всё семейство празднует День благодарения. Дедушки, бабушки приходят к внукам, и все радуются.

Но не сама реклама вызвала бурные обсуждения в сети, а негодование людей в том, что такое сейчас никто не снимает. Буквально за десятилетие всё поменялось, а мы как-то даже и не заметили.

Люди просто не верили, что десять лет назад была такая реклама. У них возникал когнитивный диссонанс, ведь память коротка.

Всем известная повестка гендерной идентичности начала просачиваться в фильмы, сериалы и рекламу как раз лет 10 назад. Со временем её стало настолько много, что в каждый фильм или сериал нужно было вставить какое-нибудь небинарное и нетрадиционное лицо. Сериал «Эйфория», который стал настоящим хитом в США, не даст соврать. Угадайте, кто здесь трансгендер:

Эйфория была номинирована на множество наград, включая 25 премий Прайм-Тайм "Эмми" (9 побед), одну премию "Золотой глобус" (выиграна), 3 телевизионные премии "Выбор критиков" (одна победа), одну премию "Пибоди", одну премию Гильдии киноактеров и одну премию Гильдии писателей Америки.
Эйфория была номинирована на множество наград, включая 25 премий Прайм-Тайм "Эмми" (9 побед), одну премию "Золотой глобус" (выиграна), 3 телевизионные премии "Выбор критиков" (одна победа), одну премию "Пибоди", одну премию Гильдии киноактеров и одну премию Гильдии писателей Америки.

Люди, которым чуть больше тридцати могут испытать некоторые тревоги по этому поводу, а вот те, кому в 2010 было лет 5-6 воспринимают повестку нормально. Это их время, другого они не знают. Хочешь посмотреть как менялись ценности и на что давили рекламщики – смотри историю рекламы колы, по ней можно считать код эпохи. Кола всегда могла подстроить свою рекламу под любую повестку в любой стране:

Ноль калорий - ноль предрассудков.
Ноль калорий - ноль предрассудков.
Реклама колы для женщин водителей восточных стран
Реклама колы для женщин водителей восточных стран
Традиционные семейные ценности
Традиционные семейные ценности
Никакого расизма с колой
Никакого расизма с колой
Какая вечеринка без колы
Какая вечеринка без колы
Мы такие разные, но кола нас объединяет
Мы такие разные, но кола нас объединяет
Животные тоже любят колу
Животные тоже любят колу
Праздник к нам приходит
Праздник к нам приходит

Кола, наверное, подстриглась под всех и каждого, задела каждый социальный слой и взгляды на жизнь. Это самый узнаваемый бренд в мире. Кола знает как подстроиться под любую повестку.

Как вы уже поняли, через эмоции можно продать и внушить абсолютно всё.

Повестка в России

-12

У нас тоже знали и знают толк, когда надо на что надавить и что продвигать. В России очень долго торжествовали так называемые «поющие трусы» и псевдо гангстеры, которые рвали чарты и топы. Но вдруг их сменили нафталиновые патриоты, призывающие людей к весьма сомнительным действиям. Почему именно нафталиновые? Потому что всё, что производит повестка, — это старые заезженные приёмы затрагивающие определенные эмоции. Мелодии взяты из других песен прошлого, а образы составлены так, словно эти артисты пришли к нам с голубых экранов 90-х годов. Так то формула пришла с того же запада.

На западе этот приём уже давно используют
На западе этот приём уже давно используют
К нам подобный видеоряд пришёл чуть позже
К нам подобный видеоряд пришёл чуть позже

Внушить обществу можно всё

Если вы считаете, что не поддаётесь внушению, а ваши мысли принадлежат именно вам, то вы можете очень глубоко заблуждаться. Нужную повестку начинают вещать всегда издалека. Всё, что для этого нужно, — это управление информационным пространством, чтобы люди, посещающие те или иные ресурсы, были в курсе всего, что происходит. Ну или чтобы они думали, что в курсе всего.

Неведенье хуже незнания, потому что оно умеет зудить.

Я сейчас не помню книгу и автора (давно читал), но у него там был пример того, как можно внушить обществу повестку, что есть людей — это хорошо. Срок исполнения 10–15 лет, и начинается всё с отрицания. То есть в общее информационное пространство вводится тема, которая вряд ли найдёт много сторонников, постоянное её освещение приковывает интерес. Дальше начинается риторика, обсуждения в виде разных новостей, телешоу и статей в журналах.

Спустя какое-то время риторика начинает смягчаться, появляются люди, которые аргументированно объясняют, что есть людей — это не так плохо, как всем кажется. На последних стадиях начинается атака на тех, кто не принимает этого. Их начинают называть недалекими, токсичными и, возможно, предателями, потому что они смеют высказывать мнение, отличное от народного.

-15

Спасибо читателю Алексею Филипову, который напомнил, что это явление называется "Окно овертона". Даже схему внедрения повестки, что каннибализм это хорошо нашёл.

-16

Конечно, многое зависит от сложности самой повестки. Войну или гендерную идентичность легче «пропихнуть», чем, например, людоедство. Но и это возможно, если иметь на вооружении бесконечную сетку вещания. Такое себе может позволить только государство и крупные корпорации в лице GOOGLE или Amazon и др.

Вы и сами не заметите, как стали сторонником повестки, а все несогласные или сомневающиеся будут казаться вам врагами, предателями или очень недалёкими людьми. Со временем в вашей голове выстроится якобы правильная риторика и ход мыслей, которые вы будете считать за верные. Многое будет зависеть от того, на каких авторитетов вы смотрите (опираетесь) и чью аргументацию вам приятнее слушать.

Любой хороший пропагандист знает, что не только «правильная» аргументация и риторика влияют на массы, но и эмоциональная подача, игра на чувствах и образах. Вы никогда не будете слушать унылого и монотонного человека, пусть даже он прав во всём. Но с удовольствием отдадите своё внимание яркому персонажу. Неважно, любить вы его будете или ненавидеть – главное, приковать внимание.

-17

Когда вводят ту или иную повестку, то пробуют многие образы и подходы. Вы сейчас их даже не вспомните, потому транслировать будут только те, что «зацепили» внимание. А дальше уже дело за малым — бесконечное тиражирование этого образа и всяческое осветление его биографии, если это нужно.

Те, кто становится символом пропаганды, всегда добрые и светлые. О них много говорят, как они помогают людям, как переживают за народ и хотят, чтобы всё было хорошо. Но с одним большим «но». Они всегда делают то, что им прикажут сверху. Здесь важна строгая дисциплина и подчинение. Если адепт повестки играет бунтаря, то всё это идёт по строго режиссированному сценарию.

Если вы думаете, что я сейчас взялся освещать только повестку в России, то подождите немного.


Герой повестки может быть ранимым и подвергаться постоянной критике (доброй критике), но он всегда должен побеждать, а все кто смеет идти против него - завистники и невежды. Вот вам пример героя современной повестки, которую поддерживает государево в США:

-18

Он был солдат и защищал свою страну. Но в душе он всегда понимал, что он женщина. Так какое мы имеем право отнимать мечту у героя? Теперь он может смело открыться всему миру, потому что герой навсегда останется героем, и это смелый поступок.

А вот пример повестки «сильной и независимой женщины» на примере известной франшизы:

-19

Даже истинные фанаты «Звездных войн» называли героиню плоской и ненастоящей. Как-то уж быстро она всему обучилась и преодолела все трудности самостоятельно. Люди не поверили героине, но это не значит, что тема не приковала всеобщего внимания. Позже сильных и независимых женщин начнут показывать чаще, а рядом с ними ставить инфантильных и слабых мужиков для контраста.

-20

И это после брутальных и харизматичных героев 90-х:

-21

Как мы видим, повестка может меняться и менять всё. К сожалению, память людей не такая оперативная и аналитическая, как у машин. Мы, может быть, и помним многое, но часто забываем старое, когда нам без остановки пихают новое. Так уж устроено наше сознание.

В общем, схема проста. Берётся герой (герои), который рад прислуживаться той или иной повестке и начинает тиражироваться в массы. Повестка бывает разной, но адепты всегда одни – люди жаждущие популярности, славы и одобрения любой ценой. Закончу статью отрывком из поэмы Владимира Маяковского, который тоже был певцом повестки и глашатаем строя, но вскоре понял, что его талантом просто нагло пользовались. Поэтому честно, почти перед своим уходом написал эти строчки:

И мне
   агитпроп
        в зубах навяз,
и мне бы
     строчить
          романсы на вас, —
доходней оно
       и прелестней.
Но я
  себя
    смирял,
        становясь
на горло
     собственной песне.

К сожалению, мало таких, кто мог бы наступить на горло собственной песни и «поставить точку в самом конце». Многие будут подпевать любой повестке, лишь бы сыто, да богато жить. А народ стерпит всё. Сегодня покряхтит, а завтра забудет кого короновал или распинал.

👍Спасибо за внимание!