Найти в Дзене
AXXCID

Знаменитая кантана Прокофьева из «Александра Невского»: как музыка создавала атмосферу киношедевра 1930-х

Оглавление

«Александр Невский» – историко-биографическая кинолента о великом князе и полководце, под предводительством которого русские воины разбили войско ливонских рыцарей на льдинах Чудского озера. В 1978 году мировые киноведы назвали работу Сергея Эйзенштейна одной из лучших за всю историю кинематографа.

Знаменитая кантана Прокофьева из «Александра Невского»: как музыка создавала атмосферу киношедевра 1930-х
Знаменитая кантана Прокофьева из «Александра Невского»: как музыка создавала атмосферу киношедевра 1930-х

Так вышло, что «Александр Невский» стал единственной картиной Сергея Эйзенштейна в 1930-е годы. Музыка к ленте была написана советским и русским композитором Сергеем Прокофьевым. О музыке, которая сопровождала сцены масштабных сражений сегодня и поговорим.

Прекрасный дуэт – Эйзенштейн-Прокофьев

«Александр Невский» – это первая звуковая картина Сергея Эйзенштейна в карьере. Режиссёр был в хороших отношениях с Сергеем Прокофьевым и предложил ему написать музыку для своего фильма. Композитору очень нравились работы Эйзенштейна, и он с радостью принял предложение старого друга.

Сергей Эйзенштейн с Сергеем Прокофьевым
Сергей Эйзенштейн с Сергеем Прокофьевым

Чтобы создать качественную музыку для такого масштабного фильма, композитор даже полетел за океан. В голливудских киностудиях он перенимал опыт американских коллег и осваивал технику музыкального оформления фильмов. Прокофьев написал для картины кантану из семи частей, каждая из которых создавалась для конкретной сцены.

Кантана – яркий пример советского историко-героического эпоса. В произведении отображены эпизоды нашествий чужеземцев, показан патриотический подъём простых людей, оплакиваются погибшие и прославляются выжившие герои. Чтобы показать противостоящие силы, композитор прибегнул к контрастным элементам. Атаки русских воинов сопровождалось диатоническими мелодиями, а шествие чужестранцев подчёркивала диссонантная музыка.

«Вставайте люди русские!»

Владимир Луговской
Владимир Луговской

В картине «Александр Невский» зритель видит сражение новгородских крестьян с захватчиками. Сцена идущих на битву людей проходит под песню «Вставайте люди русские!», которая является своеобразным боевым кличем, призывающим дать отпор вражескому войску. Музыка индустриальная и шумная, в ней даже слышны символические звуки ковки оружия.

Песня утопает в героико-патриотических нотках, её ритмичность указывает на бесстрашие и решительность, а звуки колокола – символ мужественности и свободы. Слова к произведению написал Владимир Луговской, изначально они немного отличались от тех, которые звучат в фильме. По просьбе режиссёра текст слегка изменили, чтобы подчеркнуть сплочённость народа в борьбе с чужеземцами.

«Ледовое побоище»

Кадр из фильма «Александр Невский»
Кадр из фильма «Александр Невский»

Эта часть кантаны Сергея Прокофьева начинается с негромкого, но напряжённого звучания. Скрипки в этой партии играют монотонно и высоко, их задача показать столкновение двух сторон. Затем подключаются духовые инструменты, а ударные напоминают звук конских копыт. Крестоносцы дружно запевают хорал, сквозь который слышны звонкие соприкосновения клинков.

Под звуки трубы выскакивает конница Александра Ярославовича Невского, который ведёт своё храброе войско к победе. Чужеземцы снова начинают петь хорал, но звучит он не так уверенно, ведь они видят приближение неминуемого поражения. Следующие ноты звучат легко и торжественно, как и подобает победе. Враг повержен и спасается бегством, звук издаваемый литаврами подчёркивает превосходство русского войска.

«Мёртвое поле»

Кадр из фильма «Александр Невский»
Кадр из фильма «Александр Невский»

После окончания сражения поле боя усыпано телами погибших воинов. Название композиции «Мёртвое поле» полностью соответствует картинке на экране и показывает весь ужас войны. По полю ходят женщины с факелами в надежде найти живых, некоторые русские воины проявляют признаки жизни, но тут же падают на землю. На теле одного из погибших уже сидит стервятник, что также подчеркивает трагичность события.

«Мёртвое поле» – шестая часть кантаны Сергея Прокофьева и единственная сольная ария, где хорошо просматривается народный плач-причет. Для неё характерны строгость напева, искренность и глубина чувств. Финальная часть композиции звучит победно, праздничная оркестровка и перезвон колоколов переплетаются с русскими темами, которые появлялись ранее.

«Русь под игом монгольским»

Постер на тему «Александр Невский»
Постер на тему «Александр Невский»

Первая часть кантаны называется «Русь под игом монгольским». Сжатая и ёмкая композиция является вступлением для всего цикла. В музыке хорошо передаётся пустынность сожженных дотла земель, которые оставили после себя татаро-монгольские захватчики, и создаётся грустное настроение.

Критики отмечают, что Прокофьев хорошо показал пустоту, используя высокие и низкие звуки, звучащие в унисон. А дикость монгольской темы демонстрируется грустными напевами. «Русь под игом монгольским» на правах начальной части кантаны задала ритм всем остальным композициям, звучащим в картине.

→ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Рекомендуем также:

От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще