Найти тему

Курсовая работа по туризму на тему: "Социальный туризм в России".

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования социального туризма в России

1.1. Подходы к определению социального туризма и его сущностные характеристики

1.2. Генезис социального туризма в России

Глава 2. Анализ состояния рынка социального туризма на современном этапе

2.1 Проблемы развития социального туризма в России

2.2. Перспективы развития социального туризма в России

Заключение

Список литературы

Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления.

Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.

-2

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Начало XXI века ознаменовалось ростом количества путешествий по всему миру. Ежегодно увеличивается доля граждан, реализующих свое право на отдых, оздоровление, познание других стран и традиций, установление кросскультурных взаимоотношений и т.п.

Динамичное развитие туризма в мире привело к тому, что он стал занимать важное место как в жизни людей, так и в экономическом развитии. Туризм представляет собой важную часть быстро развивающейся сферы услуг: он способствует созданию рабочих мест, стимулированию регионального развития и поддержке местных сообществ.

Рост доходов населения наряду с повышением доступности услуг туризма (включающем развитие сети туристических услуг, снижение цен на них, их цифровизацию и т.д.) и постепенным переходом туризма и путешествий из разряда редко приобретаемых услуг в неотъемлемую составляющую образа жизни населения является одним из важных драйверов туристической активности населения.

Причинами стремительного развития индустрии туризма стали глобальные изменения, которые связаны с технологическими инновациями, применением новых бизнес-моделей управления развитием сферы туризма, экономическим ростом туристических регионов и др.

Международный опыт показывает, что значительное количество государств выработало и успешно применяет государственную политику поддержки социально уязвимых слоев населения, используя на этом, средства туризма. Это, в частности, способствует формированию и развитию такого вида туризма как социальный, финансируемый из ресурсов, направленных на социальные нужды и субсидирование как государственными, так и негосударственными фондами или благотворительными организациями.

Для ЮНВТО "доступность в предоставлении туристических услуг является ключевой предпосылкой политики устойчивого развития территорий, рыночной возможностью и стратегическим бизнес-ресурсом".

Однако, на сегодняшний день, в России проблема развития социального туризма до сих пор не решена по причинам неэффективной координации туристской отрасли в целом, отсутствия действенных программ и механизмов развития социального туризма, что и обусловило выбор темы курсовой работы.

Степень разработанности темы. Исследованию различных аспектов социального туризма в России посвящены труды таких ученых, как: А.Х. Абуков, В.И. Азара, Е.Н. Антамошкина, Е.Л. Заднепровская, А.В. Каменец, В.А. Михайлов, Е.В. Павленко, О.А. Рогачева, Л.И. Саидова, В.В. Салий, Л. В. Сергиенко, О.В. Сиваков, Л.И. Старовойтова, Ю.В. Шанаурина и др.

Целью курсовой работы является – исследование истории развития социального туризма в России. Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- изучить подходы к определению социального туризма и выявить его сущностные характеристики;

- исследовать генезис социального туризма в России;

- выявить проблемы развития социального туризма в России;

- обозначить перспективы развития социального туризма в России.

Объектом исследования является социальный туризм в России.

Предметом исследования выступают исторические и социальные предпосылки развития социального туризма в России.

Методы исследования. В работе использованы следующие методы исследования: метод системного и сравнительного анализов, анализ научной литературы и SWOT-анализ.

Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования социального туризма в России

1.1. Подходы к определению социального туризма и его сущностные характеристики

Социальный туризм является составной частью рекреации, связанной с преодолением пространства, для отдыха, развлечения, лечения, или с какой-либо другой целью, не связанной с получением прибыли. Поскольку социальный туризм обращен ко всем категориям граждан: взрослому населению, семьям, детям, молодежи независимо от их социального положения, культурного уровня, профессии, религии, пола, то можно утверждать, что социальный туризм является единственным вектором социального единения людей, носителем социальных, культурных и воспитательных ценностей.

Как подчеркивает Л.И. Старовойтова, доступность в туризме является свидетельством заинтересованности со стороны государства всеми участниками туристических процессов, ведь каждый гражданин не должен терять возможности "наслаждаться незабываемым опытом путешествий"[1]. Кроме того, современный туризм приобрел признаки социального равенства, взаимопонимания между народами и культурно-духовного развития личности. Поэтому, согласно Ю.В. Шанауриной, государственные институты обязаны принимать участие в его развитии, определяя основные направления, связанные с соответствующими капиталовложениями[2].

В.И. Азар акцентирует внимание на том, что научное обоснование социального туризма как отдельного феномена в туристической сфере, которое возникает в результате обеспечения возможностями отдыха экономически слабых или неблагополучных социальных элементов, было впервые предложено швейцарским профессором Вольтером Ханзикером в 1951 г. Ученый отмечал на правительственной поддержке программ социального туризма, став одним из разработчиков концепции Швейцарского туристического фонда сохранения (Schweizerische Reisekasse or Reka), целью деятельности которого было обеспечение отдыхом малообеспеченных семей[3].

Рисунок 1 – Специальные функции социального туризма Источник: составлено автором по материалам: Социальный туризм в России и за рубежом: тенденции развития : монография / Е. Л. Заднепровская, Т. Н. Поддубная, Е. А. Еремина, В. Г. Минченко. Краснодар, 2019. С. 62.
Рисунок 1 – Специальные функции социального туризма Источник: составлено автором по материалам: Социальный туризм в России и за рубежом: тенденции развития : монография / Е. Л. Заднепровская, Т. Н. Поддубная, Е. А. Еремина, В. Г. Минченко. Краснодар, 2019. С. 62.
Рисунок 2 – Схема функциональных связей между субъектами социального туризма Источник: составлено автором.
Рисунок 2 – Схема функциональных связей между субъектами социального туризма Источник: составлено автором.

Глава 2. Анализ состояния рынка социального туризма на современном этапе

2.1 Проблемы развития социального туризма в России

Статистика убедительно свидетельствует, что сегодня туризм во всем мире является одной из самых высокодоходных отраслей хозяйствования, которая в современных условиях постоянно и динамично развивается, способствуя решению целого комплекса жизненно важных социально-экономических проблем. Так, по итогам 2019 г. вклад туризма в мировой ВВП составлял 8,9 трлн. долл. США (или 10,3% от мирового ВВП), число рабочих мест в сфере туризма составляло 330 млн. единиц (или 10% от общего числа рабочих мест в мире), инвестиции в основной капитал в сфере туризма 948 млрд. долл. США (или 4,3% от общего объема инвестиций).

Туристическая отрасль приобретает все большее значение для развития экономики и социальной сферы и в России, стремительно интегрируется в мировую туристическую индустрию (табл. 2.1).

Таблица 1 – Вклад туризма в экономику России в 2017-2019 гг.
Таблица 1 – Вклад туризма в экономику России в 2017-2019 гг.

Список литературы:

1. Абуков А. Х. Туризм на новом этапе: социальные аспекты развития туризма в СССР. – М.: Профиздат. – 1983.– 295 с.

2. Азар В. И. Отдых трудящихся СССР. – Москва : Статистика. – 1972. – 68 с

3. Азар В. И. Экономика и организация туризма : монография / ред. С. Ю. Житенев. – Москва : Международная общественная туристская академия. – 2011. – 180 с.

4. Антамошкина Е. Н. Туризм как фактор социально-экономического развития регионов в условиях интеграции социально-культурного пространства // Инновации, культура и вызовы современности. – 2019. – С. 267-268.

5. В АТОР подвели туристические итоги 2020 года и рассказали о трех сценариях в 2021 г. // [Электронный ресурс]. – URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/53770.html (дата обращения: 15.01.2021).

6. Калиновский, И. Социальный туризм в России // [Электронный ресурс]. – URL: http://nb-forum.ru/interview/experts/socialny-turizm-v-rossii (дата обращения: 15.01.2021).

7. Каменец А. В. и др. Молодежный социальный туризм [Текст] : учебное пособие / А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина ; М-во образования и науки Российской Федерации, Российский гос. социальный ун-т. – Москва : Изд-во Российского гос. социального ун-та. – 2011. – 160 с.

8. Мисихина С. В. Российский туризм: достижения, проблемы, меры поддержки при пандемии коронавируса // [Электронный ресурс]. – URL: https://dcenter.hse.ru/otrasliB (дата обращения: 14.01.2021).

9. Михайлов В. А. Совершенствование организации развития социального туризма в условиях рынка : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Михайлов Виктор Анатольевич; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики]. – Санкт-Петербург, 2011. – 18 с.