Найти тему

Сериал «Дело о «Мертвых душах». 5 причин посмотреть и одна причина отказаться от просмотра

Оглавление

Пропустила этот сериал в свое время и решила сейчас наверстать. И не пожалела. 8-серийный фильм «Дело о «Мертвых душах» снят в 2005 году Павлом Лунгиным по произведениям Гоголя, сценарий к фильму написал Юрий Арабов. И это для меня стало первой причиной, чтобы его посмотреть.

Причина 1. Юрий Арабов и Павел Лунгин

Сценарии Юрия Арабова сами по себе отдельный вид искусства. Павел Лунгин после фильмов «Остров» и «Царь» вошел в число любимых режиссеров. Было интересно, как два незаурядных художника сумели «перевести» Гоголя на язык кино. Вердикт: гениально.

Причина 2. Невероятный Павел Деревянко

Он и правда невероятный. По сюжету его герой, скромный чиновник из Петербурга Иван Шиллер послан в глухой и провинциальный губернский городок N, чтобы расследовать дело об исчезновении из тюрьмы мошенника Павла Ивановича Чичикова.

-2

Бедному и подобострастному в начале фильма Шиллеру предстоит множество испытаний. В начале сериала он ведет себя, как Акакий Акакиевич из «Шинели», встретившись с городничим и прочими инфлюенсерами города N, превращается в глупого хвастливого Хлестакова, затем в хитрого и расчетливого Чичикова, и наконец, в Аксентия Поприщина из «Записок сумасшедшего».

Все трансформации своего героя Павел Деревянко отыгрывает так, что порой смешно, порой страшно, порой жалко его до боли в сердце.

Причина 3. Гоголь

Как и в произведениях Гоголя, в фильме много мистики и юмора. Атмосферу города N создают огромная лужа в центре и указатель с названиями равноудаленных столиц (помните из «Ревизора» цитату: «Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь»?)

В каждой серии в этом месте обязательно что-то происходит.
В каждой серии в этом месте обязательно что-то происходит.

И таких узнаваний множество. Портрет с живыми глазами, гусак, из-за которого поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, даже Вакула верхом на черте — всего и не перечислить, что из произведений Гоголя нашло отражение в фильме. Узнавать отсылки и открывать новые смыслы в процессе просмотра — отдельное удовольствие.

Единственное, чего не было в фильме — мистического и загадочного Невского проспекта, на котором «все обман, все мечта, все не то, чем кажется». Хотя Петербург в нем присутствует.

Причина 4. Губернатор — Гармаш, Ноздрев — Абдулов

Потрясающий актерский ансамбль — еще одна причина смотреть фильм. Актеры очень точно попадают в образы. Властный губернатор Антон Антонович Сквозник-Дмухановский (Сергей Гармаш) может быть и растерянным, и угодливым, но он сосредоточен на одном - лишь бы делать карьеру. Губернаторша (Нина Усатова) и крутит мужем, и подыгрывает ему, она и комична в своей провинциальности, и проницательна. Смешная и жалкая одновременно их дочь Маша (Инга Оболдина). Она ищет и любви, и выгодного замужества, и при этом хочет выглядеть в глазах окружающих продвинутой и современной барышней, что удается не всегда.

Колоритна и губернаторская свита. Просто перечислю: Ляпкин-Тяпкин — Александр Ильин, Земляника — Юрий Нифонтов, почтмейстер Шпекин — Роман Мадянов, Бобчинский и Добчинский — Даниил Спиваковский и Иван Агапов.

Не менее колоритны и помещики, которых вслед за Чичиковым посещает Шиллер: Плюшкин (Леонид Ярмольник), Ноздрев (Александр Абдулов), Собакевич (Александр Семчев).

Первопричина сюжета, неуловимый мошенник Чичиков — в исполнении Константина Хабенского настоящий трикстер, транслирующий демонизм во все, чего бы он ни касался.

Причина 5. Непредсказуемый сюжет

Детективный сюжет развивается так, что совершенно не знаешь, что ждет дальше и что покажут в следующей серии. Даже при том, что все герои понятны, все произведения прочитаны еще со школы не по одному разу, а цитаты вспыхивают в памяти сами собой. Но герои, хоть и изъясняются хрестоматийными репликами, но ведут себя порой очень непредсказуемо. Впрочем, они не выходят за рамки заданных Гоголем характеров.

Причина 1, чтобы отказаться от просмотра

Финал. Да, финал очень грустный. Не едкая сатира, не немая сцена, как в «Ревизоре». Не знаю, почему, но ожидалось что-то более жизнеутверждающее, нежели «а знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка» из «Записок сумасшедшего».

Но, с другой стороны, какой еще может быть финал у человека, который в погоне за успехом и наживой позволил нечистой силе завладеть собой? Причем Шиллером двигало не только тщеславие и проснувшаяся любовь к власти, изначально у него были самые благие намерения — заплатить долги разорившегося отца, кстати, старосветского помещика. И тем горше, что именно благие намерения завели его в самый кромешный ад.

Смотрели, будете?

Читайте также на канале об экранизациях классики:

А также о другом фильме Павла Лунгина: