Друзья, автоперевозчики с 1 марта 2025 года будут обязаны попасть в единый электронный реестр. И вроде бы как цель новшества — создать эффективную систему для обработки всего транспортного трафика.
Начало здесь:
Что это даст рынку и к каким рискам может привести?
Продолжаем разбираться. Поехали!
Трудности
Замгендиректора по развитию и корпоративным вопросам NatCar Мария Степанова намекает, что сложным моментом будет стандартизация и координация между участниками рынка (возможности и у всех разные) и защита данных.
А вот глава по развитию бизнеса Sota Logistic Игорь Чернышев напоминает о сложностях создания площадок для оформления заказов, что станет вторым шагом после ввода реестра перевозчиков. Попыток до этого было много и не всех их можно считать удачными. Это не такси, подчеркивает эксперт и добавляет, что речь идет о мультимодальных перевозках на международных направлениях, где есть масса нюансов. И самое главное - ни одна площадка не заменит прямого общения с заказчиком.
Единый подход к тарификации - это также утопия, уверен Чернышев.
«Автоматизировать этот процесс точно не получится. У нас, например, ставка на один и тот же маршрут может отличаться в зависимости от объемов и характера груза. Лицензирование перевозчиков и экспедиторов здесь вряд ли поможет. Скорее, увеличит сопутствующие издержки», - заверил специалист из Sota Logistic.
Никуда не денется риск зависания системы, когда в нее будут грузит сотни тысяч деклараций.
Эксперт из FM Logistic Эдуард Миронов отметил, что желательно было бы создать возможность совмещения площадки с существующими у перевозчиков ПО. Необходимость приобретать программы, оборудование или нанимать дополнительные кадры только ухудшит оптимизацию.
Нет и намека на формирование системы единой тарификации и лицензирования, а это затруднит формирование единой политики в сфере автоперевозок.
Анна Грахова («Альфа-Лизинг») считает, что нужно избегать при этом излишней административной, бюрократической или финансовой нагрузки на логистику. А совмещение ПО площадки должно совмещаться с ПО стран-партнеров. Также стоит автоматизировать процесс исключения компании-нарушители из реестра грузоперевозчиков.
Александр Стрельников (RusTransChina) также уповает на возможность интеграции ПО разных ТК на единой площадке. Открытыми остаются вопросы по защите коммерческой тайны и конфиденциальной информации грузоотправителей.
Нужно вкладываться
А во сколько этот праздник жизни обойдется? Вадим Филатов уверен, что соответствие критериям, обновление автопарка, специалист по документообороту будут стоить кругленькую сумму.
Для малого бизнеса ситуация патовая, он будет вынужден уйти с рынка. Это вызовет рост цен на услуги перевозчиков. Именно так и произошло летом 2023 года, когда на фоне нехватки техники тарифы взлетели в 2 и более раза. Не исключено, что рост налоговой нагрузки на владельцев транспортных средств по цепочке перекинет расходы на конечного потребителя.
При этом нужно избежать ловушки на фоне дефицита грузовиков, увеличения расхода на услуги для конечных потребителей. Очень важно организовать поддержку компаний на момент переходного периода.
Внедрение реестра на вводном этапе неизбежно повлечет за собой рост расходов, изменения в рабочих процессах. Впрочем, в долгосрочной перспективе стратегия себя оправдает и будет компенсировать эти расходы.
Других участников волнует размер первоначального взноса. Но в финале, если все пройдет как задумано, то можно сократить от 10% до 15% сотрудников на документообороте.
Александр Стрельников также отметил, что внедрение реестра повлечет за собой необходимость выплачивать значительные финансовые вложения. И лишь после длительного периода адаптации участников рынка произойдет качественный и количественный скачок. К примеру, тотальное использование электронных навигационных пломб помимо внушительных инвестиций влечет за собой необходимость обучения персонала.
Никуда не денутся сборы и плата за использование платформы. Создание, поддержка и модернизация реестра «ГосЛог» требует финансирования.
И все же в долгосрочной перспективе внедрение единого реестра перевозчиков приведет к определенной экономии за счет оптимизации маршрутов, сокращения продолжительности простоев, упрощения документооборота и таможенных процедур.
Государству можно было бы посоветовать разработать меры поддержки в виде налоговых льгот, субсидий на оборудование или поэтапное внедрение системы, подытожили ситуацию специалисты отрасли.
Такие вот пироги!
Желаем всем терпения и удачи!