Найти тему
WorkTruck

«ГосЛог» или контроль дальнобойщиков (часть 1)

Оглавление

Друзья, автоперевозчики с 1 марта 2025 года будут обязаны попасть в единый электронный реестр. И вроде бы как цель новшества — создать эффективную систему для обработки всего транспортного трафика.

Что это даст рынку и к каким рискам может привести?

Давайте разбираться. Поехали!

Судьба перевозчика

Напомним, что в апреле в Госдуму РФ поступил проект закона о введении обязательного реестра автоперевозчиков «ГосЛог». В реестре обяжут прописывать данные о логистических компаниях (юрлица, ИП) и об их транспортных средствах - машинах массой выше 3,5 тонн.

Автор инициативы - глава Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев. Ему отдельное спасибо. Получается, что только зарегистрированные в реестре перевозчики будут иметь право осуществлять услуги транспортировки грузов.

Что должно быть в сведениях:

  • ФИО специалиста по безопасности дорожного движения;
  • сведения о грузах;
  • максимальная страховая сумма и др.

“Гослог” начнет работу 1 марта 2025 года.

Первый вопрос: зачем? Ответ - добавление контроля в отрасли. На фоне роста ДТП с фурами государство уже пожалело об отмене лицензирования данной отрасли. Ведь только 20% компаний вообще уведомляют власти о работе в сфер перевозок. Да - контроля над логистикой нет.

Фактически реестр стал попыткой властей отыграть свои утраченные позиции, уверен первый зампред транспортного комитета Госдумы Павел Федяев.

Примечательно, что всех нарушителей будут исключать из реестра. Правда, не уточнили, кто этим будет заниматься. Видимо миссия падет на плечи Минтранса с подачей информации от МВД, ФНС и «Автодора».

-2

Второе направление - это искоренение “серых схем”. Причем сегодня - это 60% всех перевозок в РФ. То есть хозяин фуры просто сдает ее в аренду и налогов не платит. Внимание, за прошлый год бюджет не досчитался из-за этого 450 млрд (!!!) рублей.

Бесшовная логистика

Впрочем, о реестре еще в июне 2023 год сообщил сам Минтранс в рамках реализации проекта Национальной цифровой транспортно-логистической платформы.

Помимо реестра ТК власти хотят заложить основы «бесшовной» грузовой логистики.

В это понятие входит целый комплекс мер:

  • электронные навигационные пломбы;
  • сквозной обмен электронными документами на межгосударственном уровне.

В планах решить путаницу в транспортных документах и перейти на единые параметры. Актуально для перевозчиков из Шанхайского объедения сотрудничества и БРИКС.

А получится ли отбелить рынок? Эксперты надеются на игру по общим правилам и повышение уровня безопасности и прозрачности. Серых схем и недобросовестной конкуренции станет меньше. Единая платформа должна ввести единые нормы документооборота, что только укрепит международное сотрудничество.

«У бизнеса появится инструмент, который позволит оценить надежность и качество услуг перевозчика до заключения сделки», — отметил глава Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов Вадим Филатов.

Львиная доля ТК - это компании с автопарком из менее 50 грузовиков. Они также не платят налоги, что ставит их перед официалами в выгодное положение. Появляется масса возможностей для демпинга.

Интересно, что ввод реестра был ожидаемой мерой. Тем более с началом ввода электронных накладных. Так, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов напомнил, что цифровая среда требует единой площадки для обработки документооборота.

А вот замгендиректора по коммерции службы доставки Dalli Екатерина Анциферова уверена, что «ГосЛог» поможет соблюсти единые стандарты безопасности. Электронные навигационные пломбы помимо мониторинга маршрута предотвратят нежелательные инциденты с грузом в пути. Возможно впереди будет создана среда для взаимодействия между  заказчиками и перевозчиками в виде площадки для оформления заказов.

Директор по инновационному развитию ФГУП «Главный центр специальной связи» Ольга Зайцева предположила, что государство проконтролирует состав участников рынка перевозок, а заказчики смогут проверить контрагента. Также есть шанс на снижение аварийности в сфере за счет переноса данных об автопарке в реестр. Так как там указываются сведения о дате последнего ТО.

Руководитель направления по работе со средним корпоративным бизнесом ГК «Альфа-Лизинг» Анна Грахова отметила, что “ГосЛог” аннулирует необходимость в оформлении «зеленых карт». По сути, не нужно будет заново оформлять свидетельства допуска фуры к  международной транспортировке грузов под таможенными печатями и пломбами.

Если при этом ТК перестанут оформлять водителей самозанятыми или ИП, а власти возьмут на себя активную модернизацию придорожной инфраструктуры - это станет прорывом в отрасли, озвучила надежды Анна Грахова.

Основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников заявил, что единая цифровая платформа ускорит и упростит документооборот в международном секторе. Унифицируются:

  • оформления разрешений;
  • путевые листы;
  • TIR Carnet (книжек МДП) и др.

Возможно сократится время таможенного оформления и упадет число ошибок. Однако это потребует от “ГосЛога” интеграции с базами данных иностранных государств на постоянной основе, а также гармонизации законодательства. были в истории удачные примеры такой коллаборации - система ePermitsRUS (обмен разрешениями на международные автомобильные перевозки между Россией и странами ЕС).

Возможные препятствия

А есть ли препоны? Конечно! Вот лишь самые заметные. Руководитель проектов по цифровизации транспортной компании Delko Олег Гайфуллин отметил сложность процесса регистрации всех перевозчиков в системе. Кто или что заставит? И каким образом логистов заставят пользоваться только ею?

Менеджер по развитию бизнес-проектов STA Logistic Валерий Букша надеется, что простота процесса регистрации и скорость будут в рамках разумного. В противном случае, это отпугнет участников рынка.

Глава профильной ассоциации Вадим Филатов также отметил, что система должна быть как можно простой и доступной через разные интерфейсы.

«Важно гарантировать защиту данных и конфиденциальность информации для всех участников реестра», — подчеркнул эксперт.

Продолжение следует…