Найти тему
Кино под углом

Как «начать за здравие», и далее по тексту? Про дилогию «Аватар»…

Когда-то, давным-давно, смотрел я в кинотеатре, конечно же, художественный фильм «Аватар», от Джеймса (теперь уже не нашего) Кэмерона. Как мы все знаем, у этого режиссёра довольно хорошее портфолио, он снял «Терминатора», первого и второго, «Чужих», «Бездну» и немало не менее интересных фильмов. На самом деле, он очень хороший режиссёр, и «Аватар», конечно же, стоил того, чтобы его посмотреть. Но, если серьёзно, то что именно представляет собой этот фильм?

В каждом кадре сквозило, что у планеты есть какая-то Тайна!
В каждом кадре сквозило, что у планеты есть какая-то Тайна!

На самом деле, это смесь сюжета «Покахонтас», которую я так и не посмотрел, «Танцующего с волками», рассказа «Зовите меня Джо» и некоторой примеси романа Гарри Гаррисона «Мир Смерти», который в СССР известен был под названием «Неукротимая планета». И, на самом деле, я не скажу, что это было плохо сделано. Даже если вынести за скобки спецэффекты и все технологии – фильм был, как минимум, интересен. Что там было – целая планета, на которой было немало интересного. Вообще, за Пандорой стояла такая «Тайна», которую было интересно разгадывать. А Кэмерон оставил немало интересных вопросов о том, что это за планета за такая, почему тут такие интересные формы жизни, зачем местным разумным этот «разъём для синхронизации» со всей живностью, и так далее. Там и про «перезагрузку сознания» можно было поговорить, и вообще, много про что. То есть – фильм сам по себе, был многообещающим. И, как я уже сказал, сюжет первого фильма даже не хочется ругать – там, на самом деле, было отличное объяснение того, почему учёные не особенно торопятся изучать, что тут вообще происходит. Про большую часть происходящего, например, та же Грейс узнала только что, от Салли, а изучать некогда – сначала RDV устроила своё феерическое вторжение, а потом и вовсе Грейс умерла. Так что – всё это более-менее понятно.

И тут вот, что я хотел бы сказать – несмотря на то, что Салли тут выглядит предателем своего народа, несмотря на то что земляне показаны алчными, циничными и довольно жестокими – тут, я не сказал бы, что имеет место быть та самая «повесточка». Давайте вспомним хотя бы тот же «Мир Смерти» – там люди выживают на Пирре, и сама планета, казалось бы, ополчилась против них. Люди покупают всё более совершенное оружие, придумывают новые системы безопасности, а планета, казалось, придумывает новые методы борьбы с людьми. И только Язон дин Альт смог решить эту проблему. Ну, конечно, не только он, но и «корчевщики», но – проблема худо-бедно, но была решена. Хотя, есть и отличия – например, лидер горожан, Керк, при всей своей агрессивности и подобных вещах, человеком был неглупым и здравомыслящим. А Бруччо – вообще, молодец, в конце, в эпизоде с шипокрылом, он очень хорошо себя показал… А вот в «Аватаре», увы, подобных персонажей, не было. Был там полковник Майлз Куоритч, но… при всей заявленной крутости и интересности, этого персонажа просто сделали злодеем.

А вот тут всё было уже не так интересно...
А вот тут всё было уже не так интересно...

К тому же, если взять иные сюжеты, в которых белые американцы были не такими положительными, то есть же упомянутый уже «Танцующий с волками», который как раз о том, как белый человек, офицер армии САСШ, стал, по сути, индейцем племени сиу. Так что – и тут нет ничего нового. По этой части, с фильмом всё хорошо, не так ли? И, казалось бы, если бы второй фильм показал нам все чудеса Пандоры, если бы герои, которым ничего не мешает, начали исследовать планету и разбираться с её чудесами, перед нами был бы отличный пример фантастики – с иной планетой, с её тайнами и разгадками всего этого дела. Но, наверное, вмешались какие-то «новые веяния», и художественный фильм «Аватар. Путь воды» не имеет никакого отношения к тайнам Пандоры, разгадке этих тайн и тому подобным вещам. В самом деле, зачем? Ведь снять очередное кино про «плохих белых» – гораздо важнее. И, сдаётся мне, что второй фильм смог «собрать кассу» только за счёт того, что он красиво снят, за счёт того, что его очень сильно ждали, и за счёт того, что Кэмерон, как показалось зрителям в США, смог очень аккуратно внести в фильм «элементы повесточки». Но – так ли это? Давайте попробуем разобраться…

Итак, для начала, как я уже говорил, никто и не собирался исследовать Пандору. И это несмотря на то, что прошло больше пяти лет. В самом деле – зачем? Нет, я понимаю, что Грейс умерла. Понимаю, что сам Салли – не учёный. Но! Среди тех, кто остался на планете, осталось немало учёных! Например, тот парень, что прилетел вместе с Салли, или тот, кто занимался биологией. Для них же, по сути, наступило раздолье – можно было изучать, что тут вообще происходит, проводить эксперименты и заниматься подобными делами! Как говорится, «работай – не хочу!». Но нет, фильм у нас, не про это. Он про другое. Именно про «злобных белых мужиков!»…

Конечно же, киты разумны!
Конечно же, киты разумны!

В самом деле, фильм начинается с того, что на Пандору снова прибывают земляне. И теперь их цель, вовсе не «анобтаниум» (наверное, про него вообще забыли), и даже то, что «Земля умирает» – лишь предлог. В самом деле, нам просто показали даму-генерала, которая про это сказала – и всё. Настоящая цель визита землян – «киты». «Киты», которые, конечно же, разумны. У них есть своя культура и даже что-то типа «цивилизации». На самом деле, кстати, про это можно поспорить, так как там есть некоторые нестыковки, но да ладно, в конце концов, это фантастика. А вот людям нужна «выжимка» из мозга этих самых «китов», так как это, по сути, эликсир молодости. Есть, правда, некоторые нюансы – например, как люди про него вообще узнали? Кто им рассказал? Кто вообще додумался его пить (или как там его вообще употребляют), или кто вообще решил эту выжимку именно так использовать? Хотя, Кэмерону, конечно, виднее…

Белые, цисгендерные и мерзкие!
Белые, цисгендерные и мерзкие!

Просто эти самые земляне, начинают максимально жестоко убивать этих самых «китов». И, конечно же, среди землян-«китобоев» – только белые, цисгендерные, гетеросексуальные мужчины. Которые, конечно же, максимально жестоко и негуманно убивают этих самых «китов»… Как говорится, «кто бы сомневался». И с этими «извергами», конечно же, Майлз Куоритч, которого воскресили очень оригинальным способом…

И в итоге, картина, которая могла бы стать шедевром – просто погибла под нагромождением идей, связанных с современными «веяниями». Фильм, который мог бы больше рассказать о Пандоре и раскрыть нам хотя бы часть её тайн и загадок – превратили в фильм про «плохих белых». И да, среди землян, на самом деле, нет ни одного темнокожего, ни одной женщины «нетрадиционной ориентации», и даже ни одного… «одного оттенка синего»! Только белые, только хардкор!

Даже то, что у полковника теперь сын есть - не помогло раскрыть его, как человека...
Даже то, что у полковника теперь сын есть - не помогло раскрыть его, как человека...

И знаете, что тут самое противное? Кстати, мне интересно, почему этого никто особо и не заметил… Я, конечно, прекрасно знаю, что англосаксы постоянно грабили свои колонии. Например, Британия активно грабила Индию и Китай, ввозя туда наркотики. Знаю, как США относились к индейцам. Ничего, как говорится, нового. Тут как говорится, претензий нет. Они есть к тому, как это показано. До такой степени фальшиво и ненатурально, что даже смотреть не хотелось. Если первый фильм, помимо красоты съёмок и эффектов, брал сюжетом и персонажами. Даже Куоритч, хоть и был «злыднем», не был «одномерным». Здесь, он именно таким и стал, несмотря на то что ему сына придумали… А тут – те же «китобои» страшно переигрывают. В том, что они делают – столько фальши, что мой внутренний Станиславский буквально кричал: «Не верю!».

В общем, если убрать из этого фильма океан, который, в самом деле, снят очень красиво, то… по сути, второй «Аватар» является самой настоящей халтурой, основанной на современной «повесточке». Только вместо несчастных темнокожих, или не менее несчастных индейцев – несчастные аборигены Пандоры, а вместо ужасных колонизаторов – не менее ужасные земляне… А получилось – халтура. И даже смерть одного из сыновей Салли, не вызывала вообще никаких эмоций – хотя бы потому, что во всё, что творилось на экране очень сложно поверить…

Так что, да, эта самая «повесточка» просто убивает всё, что только можно. И да, я понимаю, что сейчас кто-то напишет, что «мы и они очень разные, и для современных США – это в порядке вещей». Может быть, и так. Но, по какой-то странной причине, раньше, большая часть фильмов, что снимались в Голливуде, были довольно качественными. Их было интересно смотреть. И нет, я не фанат их кино – просто, так получилось, что в последнее время, как-то мало хороших фильмов снимают в нашей стране. Я смотрел того же «Девятаева» – слишком много антисоветчины. Смотрел «Лётчика» – там претензии не к тому, что «на Ил-2 не ставился ДШК», и не к игре актёра (которого я совершенно не знаю), а к тому, что лучше бы просто сняли «Повесть о настоящем человеке», или тот же «Суровый воздух» экранизировали. А то получился какой-то «компот» из подвига Маресьева и какого-то придуманного парня. А «любовная линия» вообще ни к селу, ни к городу. Про «Т-34», который есть переснятый «Жаворонок», только в разы хуже – особенно рикошеты в «слоу-мо», и рукопожатие с «электриком» в конце фильма, даже говорить не хочется, несмотря на то что фильм даже какие-то награды получил.

С другой стороны, есть хорошее кино – например, тот же «В августе 44-го», или «28 панфиловцев», но… мало их, очень мало! Гораздо больше снимается не самых хороших фильмов. А порой, и сами знаете, каких… Так что – с кино, знаете ли, есть большие проблемы. Очень большие…