Найти тему
Чёрно-белое кино

«Мастер и Маргарита» (2024): отстой или шедевр?

Оглавление

Ещё в марте сходили мы с женой в кино на эту самую сверхновую экранизацию «Мастера и Маргариты». И вот наконец-то доходят руки высказать свое впечатление. Скажу сразу: оно двойственное.

Мастер и Маргарита Цыганов и Снигирь
Мастер и Маргарита Цыганов и Снигирь

Не было или было?

Первые кадры, где Маргарита громит квартиру критика Латунского, заставили меня подумать: «елы-палы, они, что, голливудского кино про советы пересмотрели?» Самое большое негодование у меня вызвал кухонный кафель в виде больших объемных пятиконечных звёзд. «Ну не было такого в 30-е! — кричал во мне эстет. — Несмотря на всю идеологию, не было!..»

Старая Москва писателя
Старая Москва писателя

Но потом я стал смотреть дальше и почти все претензии к визуалу картины у меня отпали. Наоборот, я начал считать, что те, кто его разрабатывал — большие молодцы и отлично разбираются в теме. «Почти все» я говорю из-за набивших оскомину черных трофейных мерседесов времён Великой отечественной, которые кочуют у нас из фильма в фильм и прочих маленьких ляпов, вроде современной тротуарной плитки возле Кремля. Ладно. Плитку забыли заретушировать, бывает, а других мерседесов на «Мосфильме» не осталось. Или осталось, да не всем дают. Как говорил когда-то Жванецкий: «Танков старых нет, маузеров мало, фраки народ носить разучился».

И новая из его романа
И новая из его романа

Вслед за «Новой Москвой»

Итак, что же такое меня зацепило в художественной концепции фильма? А то, что это чистейшей воды ретрофутуризм. Новая экранизация бессмертного романа воплотила все самые помпезные архитектурные проекты 30-х годов, которые осуществлены никогда не были, но в осуществлении которых тогда никто не сомневался. Все, о чем грезил Александр Медведкин в своей «Новой Москве» 1938 года, возникло здесь во всей красе компьютерной графики, которая хоть и уступает голливудским аналогам, но все равно впечатляет. Достаточно вспомнить хотя бы гигантскую статую Ленина, в чьей голове предполагалось разместить дворец Советов.

Постер фильма
Постер фильма

Отлично сделана циклопическая клиника профессора Стравинского. Кстати, сам Булгаков в «Мастере…» описывает это заведение с некоторым э… налетом футуристичности: какие-то кнопки, какие-то шприцы, которые сами выскакивают и делают инъекции: (давно не перечитывал, так что дословно не помню). В любом случае на обычную психушку 30-х годов булгаковская клиника Стравинского ни капли не похожа и это отлично передано в картине.

Также любопытно, что Москва, где живёт писатель и та, где происходит действие его романа, сильно отличаются друг от друга. Первая ещё строится, вторая уже построена. Здесь же я усмотрел отсылку к современности — образ Москвы как вечной стройки вполне себе раскрыт.

Вечная стройка
Вечная стройка

Что за картинкой?

Как красивая картинка, как декорация, фильм практически идеален. Но вот то, что в этой самой декорации происходит, оставляет больше вопросов. Я даже не буду говорить о слишком вольном обращении с первоисточником, которое «посмели» допустить создатели. Да, о том, что так нельзя, кричали уже очень многие на просторах интернетов. Правда, мне к их крикам присоединяться не очень-то хочется. Да, роман и фильм — это две абсолютно разные вещи. Вот только, почему бы и нет? Будем считать, что фильм — режиссерская фантазия на тему: что могло подтолкнуть Булгакова к написанию «Мастера и Маргариты».

Бездомный, Берлиоз и Воланд на новых Патриарших
Бездомный, Берлиоз и Воланд на новых Патриарших

Что меня больше всего раздражает в картине, кроме вездесущих черных мерседесов, так это ее клиповость. Такое впечатление, будто смотришь не фильм, а двухчасовой трейлер. В киноповествовании нет плавности, все собрано из разных кусочков, довольно-таки грубо подогнанных друг к другу. Понятно, что сейчас многие фильмы снимают именно так, но мне не заходит.

Грибоедов
Грибоедов

Вкус конфеты

Что касается актерского состава. Август Диль играет хорошо. И выглядит тоже. Многим не нравится, что он чересчур молод, но как по мне, сотоно вполне может быть того возраста, какого сам пожелает. На то он и сотоно. В этом немце и вправду есть что-то демоническое. Цыганов и Снигирь играют… средненько. В общем, сойдёт. В свите Воланда все странные, особенно Азазелло. Одна Гелла хороша. По мне, именно такой она и должна быть.

Коровьев
Коровьев

Хорошо, что в картине появились некоторые булгаковские сцены, опущенные в экранизации Бортко. Плохо, что много отличных сцен, например, с Коровьевым и Бегемотом исчезло в угоду отсебятине и хронометражу.

Хорошо, что Пилат с Иешуа говорят на латыни и арамейском. Плохо, что линия Ершалаима настолько скомкана, что ее можно было бы убрать без всякого ущерба для фильма. Заодно, больше место для чего-нибудь другого освободилось бы.

Воланд с черепом барона Майгеля
Воланд с черепом барона Майгеля

Одним словом, экранизация «Мастера и Маргариты» 2024 года напоминает конфетку, у которой ну очень красивая и яркая обёртка, а вкус при этом довольно специфический.