Найти тему
Александр Марков

Музей Истории Шоколада и Какао "МИШКА" в Москве

Здравствуйте!

Кто же не знает знаменитые торговые марки "Красный Октябрь", "Бабаевский" и "Рот Фронт". Сейчас эти предприятия принадлежат одной компании под названием "Объединенные кондитеры". Производственные мощности "Красный Октябрь" были перенесены в 2007 году в новый корпус площадью 48 тыс. м² на территорию Бабаевской фабрики на ул. Малая Красносельская рядом с метро "Красносельская", где также находится Музей Истории Шоколада и Какао "МИШКА". Производство "Рот Фронт" расположено на ул. Мелитопольская у метро "Улица Академика Янгеля". Для записи в музей "МИШКА" необходимо зайти на официальный сайт музея, где нажать кнопку "записаться" или можно позвонить по телефону. Я записался на посещение музея примерно за месяц или даже больше, настолько много желающих попасть сюда. Предлагают следующие варианты записи: обзорная экскурсия с посещением производства и мастер-классом, а также с мастер-классом без посещения производства. Как мне объяснили по телефону, можно записаться на посещение производства только в будние дни, но по времени не позже 16:30. В выходные дни только обзорная (тематическая) экскурсия и мастер-класс. Так как в 16:30 и ранее не могу по своей работе отлучиться, а на вечернее время записи нет, то в итоге я согласился только на мастер-класс и на обзорную экскурсию. Оплатить можно по факту, в том числе по карте, цена за обзорную экскурсию с мастер-классом на 1 человека составляет 1300 рублей. Музей находится в Москве по адресу: ул. Лобачика, д. 1, стр. 1 в 15 минутах от станции метро "Красносельская". Моё посещение музея состоялось 06 апреля этого года.

Расположение Музея Истории Шоколада и Какао
Расположение Музея Истории Шоколада и Какао
Вход в Музей Истории Шоколада и Какао
Вход в Музей Истории Шоколада и Какао
Вход в Музей Истории Шоколада и Какао
Вход в Музей Истории Шоколада и Какао
Информационный стенд у входа в Музей Истории Шоколада и Какао
Информационный стенд у входа в Музей Истории Шоколада и Какао
Холл в Музее Истории Шоколада и Какао
Холл в Музее Истории Шоколада и Какао
Фонтан в Музее Истории Шоколада и Какао
Фонтан в Музее Истории Шоколада и Какао

Музей "МИШКА" был создан в 2009 году холдингом "Объединенные кондитеры" и до сих пор дает обзорные экскурсии. Мои ожидания от экскурсии, а также от мастер-класса были завышены в связи с той известностью и любовью нашего народа к этим торговым маркам. Меня предупредили, чтобы не опаздывал, так как экскурсии проводятся в группе до 35 человек. Само здание, его входная часть выглядят устало и печально и как минимум требуется косметический ремонт. К назначенному времени было уже достаточно народа, точно не менее 35 человек и к нам, ожидавшим в холле помещения перед турникетами, вышел экскурсовод и повел всех к лифтам. На лифтах небольшими группами в итоге попали в помещение, где расположены гардероб (без номерков), ящики, куда нужно было сложить свои украшения (не понял зачем, если нет посещения производства), а затем купить билеты и посетить туалет. Туалет маленький и один, а народа много, в том числе очень много детей с понятным поведением. Прошло достаточно времени и наконец нас собрали у входа в экспозицию. Так как людей было много, то решили нашу группу разделить на две подгруппы: с детьми и без детей.

Лифты в помещении
Лифты в помещении
Камеры хранения
Камеры хранения
Гардероб
Гардероб
Информационный стенд
Информационный стенд

Сначала решили провести для группы мастер-класс, для чего всех повели в небольшую комнатку возле кассы, где стали объяснять что будем делать и как себя вести. В помещении расставлены столы, на столах подносы с горячим шоколадом, шоколадными конфетами и орехами. Из этого всего, используя шоколадные конфеты как пластилин, сформировали шарики, положили их в формочку, залив горячим шоколадом и обсыпав это орехами. Потом собрали наши шоколадные шедевры, поставили в холодильник, а параллельно пустили через проектор фильм о том, как и где собирают какао-бобы и как получается из них шоколад. Фильм очень старый с плохим звуком идет без пояснений как рассказ. Почувствовал себя в школе в 90-х годах, где даже тогда такое уже не прокатывало и интереса не вызывало. Очень плохо, можно было донести эту информацию более интересно. Руки в шоколаде, мыть их не отпускали, пока не посмотрим этот фильм, что странно, так как сидеть с липкими руками мне совсем не хотелось. Потом отпустили помыть руки. Во время мастер-класса нужно было пробовать шоколад и мне очень хотелось пить. Пить разрешили тоже в определенное время из тех пластиковых стаканчиков, стоявших в углу комнаты, на фото ниже можно их увидеть. В конце мастер-класса отдали каждому из участников их творения (на фото ниже можно увидеть два моих шедевра), а также подарили сладкий сувенир (шоколадные конфеты). Только после этого нас повели к экспозиции.

Помещение для мастер-класса
Помещение для мастер-класса
Помещение для мастер-класса
Помещение для мастер-класса
Помещение для мастер-класса
Помещение для мастер-класса
Стаканчики с водой в помещении
Стаканчики с водой в помещении
Помещение для мастер-класса
Помещение для мастер-класса
Заготовка для мастер-класса
Заготовка для мастер-класса
Заготовка для мастер-класса
Заготовка для мастер-класса
Мои шедевры (принес домой и съел их)
Мои шедевры (принес домой и съел их)
Сладкий сувенир
Сладкий сувенир
Сладкий сувенир
Сладкий сувенир

У входа в экспозицию рассказали про огромного шоколадного медведя (на фото ниже). Скульптура называется "МЕДВЕДЬ", скульптор Сергеев, мастер Н.А. Виноградов. Скульптура сделана из шоколада на кондитерской фабрике "Красный Октябрь" в 1958 году. Ее вес составляет 80 кг. Удостоена награды Гран-При на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в 1958 г. Сам зал перед входом на экспозицию сделан лучше, чем предыдущие помещения: на стенах закреплены карты "Индейцы Мезоамерики" и другая информация. Но кулеры с водой, уставший заводской пол в помещении не дает возможности полностью погрузиться в ту атмосферу, которую хотят создать экскурсоводы.

Скульптура "МЕДВЕДЬ" из шоколада 1958 г.
Скульптура "МЕДВЕДЬ" из шоколада 1958 г.
Зал перед входом на экспозицию
Зал перед входом на экспозицию
Зал перед входом на экспозицию
Зал перед входом на экспозицию
Зал перед входом на экспозицию
Зал перед входом на экспозицию
Зал перед входом на экспозицию
Зал перед входом на экспозицию
Зал перед входом на экспозицию
Зал перед входом на экспозицию
Зал перед входом на экспозицию
Зал перед входом на экспозицию

Запасники музея насчитывают 60 тыс. предметов, подлинных документов и артефактов согласно информации на сайте музея. Что же, заходим внутрь и видим огромный просторный зал, условно разделенный на временные зоны - до революции и после. Сначала все садимся в центре зала и слушаем небольшую вводную лекцию про то, где растут какао-бобы, приспособления, с помощью которых древние майя готовили священный шоколадный напиток, почему шоколад вдруг стал напитком аристократов и отвечают на вопросы посетителей. Затем дадут подержать в руках настоящий какао-боб и рассмотреть ингредиенты, из которых состоит шоколад.

Общий вид экспозиции музея
Общий вид экспозиции музея
Такие вот сиденья для прослушивания лекции
Такие вот сиденья для прослушивания лекции
Экспозиция музея
Экспозиция музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Создатель скульптуры "МЕДВЕДЬ" Н.А. Виноградов
Создатель скульптуры "МЕДВЕДЬ" Н.А. Виноградов
Модель шоколадного медведя
Модель шоколадного медведя
Картина с изображением кондитерской фабрики "Красный Октябрь"
Картина с изображением кондитерской фабрики "Красный Октябрь"

В зале экспозиции есть кабинет Юлиуса Гейса, бизнес партнер Теодора Эйнема, которые вместе открыли производство кондитерской фабрики "Эйнемъ" на Софийской набережной Москвы-реки. В 1896 г. продукция "Эйнемъ" награждена золотой медалью на Всероссийской промышленно-художественной выставке. В 1900 г. фабрика "Эйнемъ" за качество шоколада получила Гран-При на Всемирной выставке в Париже. На фото ниже вы увидите скульптурный портрет Юлиуса Гейса (художник Ю. Б. Пекуровский, нач. XXI века, воск). Еще в кабинете на фото - кабинетное кресло (зап. Европа, нач. XX века, дуб и кожа искусственная), стол - бюро конторское (зап. Европа, нач. XX века, дуб, металл), каталожный шкаф (зап. Европа, нач. XX века, дуб, металл), часы настенные, механические ("Г. Мозер и Ко", нач. XX века, Швейцария - Россия). В 1913 году "Эйнемъ" получило звание поставщика двора Его Императорского Величества. После революции в 1918 г предприятие национализировали, а затем в 1922 г. товарищество "Эйнем" переименовали в "Красный Октябрь". Про кондитерскую фирму "Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей", которая сейчас известна как "Кондитерский концерн "Бабаевский", я подробно писал в посте про ресторан в Санкт-Петербурге "Абрикосовъ", можно ознакомиться по ссылке ниже.

По ходу осмотра экспозиции также расскажут и про купца Абрикосова, как фабрику Абрикосова переименовали в "Бабаевский" в 1922 в честь слесаря П.А. Бабаева, который к ней не имел никакого отношения, но был социально близким новым властям.

Кабинет Юлиуса Гейса
Кабинет Юлиуса Гейса
Кабинет Юлиуса Гейса
Кабинет Юлиуса Гейса
Кабинет Юлиуса Гейса
Кабинет Юлиуса Гейса
Рекламный дирижабль "Эйнемъ"
Рекламный дирижабль "Эйнемъ"
Экспонат "Весы"
Экспонат "Весы"
Подлинные экспонаты музея
Подлинные экспонаты музея
Кассовый аппарат "National" №974881647, США, до 1909, дерево, металл, заводское изготовление
Кассовый аппарат "National" №974881647, США, до 1909, дерево, металл, заводское изготовление
Кафе-кондитерская "Эйнемъ"
Кафе-кондитерская "Эйнемъ"
Витрина кафе-кондитерской "Эйнемъ"
Витрина кафе-кондитерской "Эйнемъ"
Шоколадный автомат "Эйнемъ"
Шоколадный автомат "Эйнемъ"
Ж. Э. Лиотар "Шоколадница", XVIII в., копия, худ. В. Антонов, холст, масло
Ж. Э. Лиотар "Шоколадница", XVIII в., копия, худ. В. Антонов, холст, масло
Большой глобус
Большой глобус

Затем рассказ пойдет о кондитерской промышленности после революции 1917 года, а факты из жизни страны в ХХ веке наглядно продемонстрируют кондитерские этикетки, фотографии и прочие интересные экспонаты.

Кондитерская промышленность после революции 1917 года
Кондитерская промышленность после революции 1917 года
Кондитерская промышленность после революции 1917 года
Кондитерская промышленность после революции 1917 года
Кондитерская промышленность после революции 1917 года
Кондитерская промышленность после революции 1917 года
Кондитерская промышленность после революции 1917 года
Кондитерская промышленность после революции 1917 года
Кондитерская промышленность после революции 1917 года
Кондитерская промышленность после революции 1917 года
Кондитерская промышленность после революции 1917 года
Кондитерская промышленность после революции 1917 года
Кондитерская промышленность после революции 1917 года
Кондитерская промышленность после революции 1917 года
Кондитерская промышленность после революции 1917 года
Кондитерская промышленность после революции 1917 года
Кондитерская промышленность после революции 1917 года
Кондитерская промышленность после революции 1917 года
Кондитерская промышленность после революции 1917 года
Кондитерская промышленность после революции 1917 года

После осмотра экспозиции нас ведут в трюм корабля Кортеса, испанского конкистадора, завоевавшего ацтеков и заявившего права на Мексику от имени Испании. Это небольшое помещение, имитирующее трюм корабля и звуки океана. Мне такой переход понравился, интересно и оригинально. Долго там не находились, так как людей много, и мы прошли дальше.

Трюм корабля
Трюм корабля
Эрнан Кортес
Эрнан Кортес

В зал цивилизаций доколумбовой Америки, где нас снова рассаживают по местам и в маленьком кинотеатре, который стилизован под древнюю пирамиду, смотрим 3D фильм о том, как советский учёный Юрий Кнорозов смог разгадать загадку языка майя, сделав то, что до него современники считали невозможным, а именно: расшифровал письменность древнего народа майя. Еще была краткая история странствий Колумба и Кортеса, и то, как какао-боб проходит путь от плантаций Африки до шоколадки "Аленка". В этом зале можно ознакомиться с тем, как выглядели майя и во что они одевались, чем жили.

Юрий Кнорозов, советский учёный (fishki.net)
Юрий Кнорозов, советский учёный (fishki.net)
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Зал цивилизаций доколумбовой Америки
Шоколадные фигурки
Шоколадные фигурки
Шоколадная фигурка Кота в сапогах
Шоколадная фигурка Кота в сапогах
Конфетные упаковки
Конфетные упаковки
Плакаты
Плакаты
Информационный стенд
Информационный стенд
Рекламный плакат Товарищества фабрики Жорж Борман "Какао", Санкт-Петербург, 1894 г.
Рекламный плакат Товарищества фабрики Жорж Борман "Какао", Санкт-Петербург, 1894 г.
Шоколадная фигурка
Шоколадная фигурка
Шоколадная фигурка
Шоколадная фигурка
Шоколадная фигурка
Шоколадная фигурка
Шоколадная фигурка
Шоколадная фигурка
Экспонаты музея
Экспонаты музея

Общее время экскурсии плюс мастер-класса составляет где-то 1,5 - 2 часа. Я ожидал за 1300 рублей большего, скажу как есть. Все помещения, кроме зала основной экспозиции, уставшие и не современные. Понятно, что это завод, но тем не менее, заводы тоже бывают разные. Экспозиция и экспонаты все интересные и занятные. Экскурсия мне не очень понравилась, хоть было видно что экскурсовод старается. Всё очень быстро проговаривалось, а с учетом того, что параллельно с нашей группой шла экскурсия другой группы с детьми, где стоял большой шум, то информация давалась сложно. Качество фильмов и их форма донесения тоже устаревшая, я бы лучше выбрал, чтобы экскурсовод самостоятельно рассказал основные моменты, чем слушать монотонный рассказ фильма с плохим звуком и не очень хорошим видео. У меня осталось спорное впечатление от посещения музея: с одной стороны один раз стоит увидеть, а с другой стороны цена для такой программы сильно завышена. С учетом действительно огромного и красивого ассортимента экспонатов нужно постараться проработать форму донесения новой информации для посетителей и провести косметический ремонт тех помещений, куда проходят посетители музея. За 1300 второй раз я бы не пошел, а вы решайте сами.