Удивительно, но проблема использования в отечественных фильмах оригинальной немецкой техники возникла чуть ли не сразу после окончания Великой Отечественной войны. Казалось бы, на территории Советского Союза осталось большое количество гитлеровских танков, бронемашин, артиллерии и прочего вооружения. Но многие из них были использованы для других нужд.
В частности, их применяли в качестве мишеней во время испытаний образцов советского оружия. Некоторые машины просто переплавили. Большое количество техники было передано союзникам в Восточную Европу. Это было вызвано начавшейся «Холодной войной», и СССР вооружал Восточный блок всем, чем мог.
Благодаря этому чехословацкие киношники получили уникальную возможность использовать оригинальную нацистскую технику в своих фильмах. Например, в картине «Танковая бригада» 1955 года снялись несколько Pz.IV, самоходные орудия StuG.III и одна «Пантера».
В нашем же кинематографе оригинальные немецкие танки снимались лишь в фильмах, созданных еще во время Великой Отечественной войны либо в первые годы после ее окончания. Например, в картине «Малахов курган», появившейся в 1944 году, снялись пара самоходок StuG.III и два советских Т-70 с немецкими крестами и командирскими башнями. В «Великом переломе» 1945 года, «Падении Берлина» 1949 года, «Сталинградской битве» 1949 года были задействованы Pz.III и Pz.IV , причем часть из них была на ходу, а часть находилась в неисправном состоянии и изображала уничтоженную вражескую технику.
Хотя уже в «Падении Берлина» советские танки начали переделывать под немецкие. Например, Т-34/85 изображали «Пантеры». А ИС-3 был загримирован под непонятную гитлеровскую машину.
Есть мнение, что музейные образцы из Кубинки применялись в фильме «У твоего порога» 1962 года. В нем мы можем наблюдать Pz.38(t), Pz.III, Pz.IV, бронеавтомобиль SdKfz.250 и неисправный «Элефант». Но информация по этому поводу противоречива, и железобетонных доказательств, что эти машины были оригинальными, нет.
Лучший советский фильм про штрафников
Но чем больше времени проходило с момента окончания Великой Отечественной войны, тем неохотней музеи шли навстречу киношникам. Это связано с тем, что танки нужно было перекрашивать, снимать с места, перевозить. Все это могло навредить редким машинам, которых и так почти не осталось. Например, на момент 2024 года в нашей стране находится лишь два «Тигра». Могу ошибаться и буду рад, если поправите в комментариях. К тому же музеям невыгодно, чтобы редкие образцы долгое время отсутствовали в экспозиции.
По этим причинам киноделам приходится выходить из положения путем создания реплик на базе советских танков. Хотя, например, в югославской картине «Мост» 1969 года вообще не стали заморачиваться и каким-то образом маскировать Т-34. Они играют роль немецких танков, хотя на их башнях нет даже крестов.
Бутафории немецких танков начали использоваться практически во всех отечественных работах, начиная с 50-х годов. Для этого применялись преимущественно Т-44, но могли гримировать и ИС-2, и Т-34/85, и ИС-3, и даже самоходные орудия СУ-100.
Понятно, что все это делалось не от хорошей жизни. Поэтому на первый план выходило качество бутафории. А оно зачастую оставляло желать лучшего. В этом плане значительно продвинулись вперед современные российские кинематографисты. Например, в фильме «Т-34» 2018 года, который вызвал шквал негативных эмоций зрителей, достаточно качественно выполнена «Пантера». Но это тема уже для другой статьи.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим комментариям и дополнениям по данной теме. Оскорблять автора не рекомендуется. Всем добра!