Найти в Дзене

Детское заикание: от нервов до наследственности. Влияние стрессов и страхов на речь ребенка

Оглавление

В последние годы к логопедам стали довольно часто обращаться за помощью родители, дети которых имеют проблемы с речью: ребенок не говорит, плохо произносит звуки, заикается и другое.

Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) заикание, или, по-научному, логоневроз, является нарушением ритмической организации речи. То есть в процессе общения у того, кто страдает данной патологией, происходит спазм/судороги артикуляционного аппарата (языка, губ или нёба) либо голосового аппарата (мышц гортани).

В результате этого в его речи наблюдаются повторения слогов («то-тополь») или даже целых слов, частые паузы, заметное растягивание звуков, а также нерешительность в произношении фраз.

Существуют разные точки зрения о механизмах возникновения заикания, но единого мнения касательно точной его причины пока нет. Первые исследователи указывали на нервно-психическую природу патологии.

Причины заикания у детей: физиологические и психосоциальные факторы

Чаще всего речевые нарушения возникают именно в детском возрасте, когда дети учатся говорить. В частности, заикание развивается в возрасте от двух до пяти лет, при этом чаще отмечается у мальчиков.

Факторы, которые могут повлиять на запуск механизма возникновения логоневроза, можно условно разделить на две группы - физиологические и психосоциальные.

К первым относятся:

Разного рода патологии, связанные с беременностью (инфекции, кислородное голодание, интоксикации и прочее).

Преждевременные роды и травмы, полученные в процессе рождения.

Наследственная предрасположенность.

Слабость нервной системы (повышенная раздражительность, нервозность, частая смена настроения, ранимость).

Индивидуальные особенности речевого развития.

Если ребенок еще не освоил родной язык, а уже изучает иностранный, то данный факт также может спровоцировать расстройство речи.

Психологические и социальные факторы заикания следующие:

Авторитарный стиль воспитания (завышенные требования, тотальный контроль, критика и замечания).

Разногласия в стратегии воспитания у родителей.

Эмоциональные переживания ребенка.

Страхи (темноты, наказаний и прочего), сильный испуг.

Эмоциональная холодность со стороны родителей.

Недостаточное внимание взрослых во время формирования речи ребенка.

Резкая смена обстановки (переезды в другой город или страну, переход в другой детский сад и тому подобное).

Психологический климат в семье (частые ссоры домочадцев, взаимные обвинения родителей, сложности во взаимоотношениях между братьями и сестрами).

Страх перед публикой

Нарушение плавности речи (лого-невроз) можно наблюдать также и у взрослых людей. В этом случае речь идет не о физиологической патологии. Часто заикание у взрослого человека возникает в какой-то определенный момент например, после перенесенной психологической травмы, глубокого эмоционального шока, внезапного потрясения.

Спровоцировать данное нарушение могут и важность предстоящего разговора или публичного выступления перед большой аудиторией.

Временное заикание у взрослых может вызвать сильный испуг или приступ гнева. Оно со временем проходит, если вовремя оказана медицинская помощь. В противном случае существует риск закрепления патологии.

Комплексный подход к лечению лого-невроза

Так как лого-невроз имеет выраженную функциональную, личностную и социальную стороны, его лечение должно носить комплексный характер. Для коррекции заикания необходимо привлекать целую группу специалистов - детского/семейного психолога, логопеда, невролога, массажиста, нейро-психолога, чтобы наиболее точно (и это крайне важно!) выявить причину патологии и составить грамотную схему терапии.

Самостоятельные попытки избавиться от проблемы недопустимы, так как могут только усугубить ее вместо того, чтобы уменьшить и свести к минимуму!

На практике специалисты выделяют основные направления коррекционной работы, которые эффективны как для детей, так и для взрослых:

1. Соблюдение режима молчания.

2. Правильное речевое дыхание.

3. Артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж.

4. Нормализация просодической стороны речи: мелодика, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение.

5. Психологический способ лечения заикания в психотерапевтических группах или на индивидуальных занятиях.

6. Применение новых компьютерных программ (БОС - метод биологической обратной связи).


У детей (особенно 2-3 лет) шансы избавиться от заикания тем выше, чем раньше родители обратятся за помощью к специалистам. Что же касается взрослых, то уних лечение, как правило, занимает длительное время, так как бывают необходимы дополнительные меры, позволяющие преодолеть вторичную симптоматику.

Методика в каждом конкретном случае подбирается индивидуально, длительность лечения тоже разная - в среднем составляет от нескольких месяцев до года упорной работы.

Если имеем дело с функциональным расстройством, то перспективы выздоровления во всех случаях благоприятны и рецидивы (возвращение заикания) встречаются менее чем в 1 % случаев.

Но когда речь идет об органических нарушениях, все гораздо сложнее, и, подбирая методику терапии, специалистам приходится отталкиваться от основного заболевания. Именно поэтому самолечение при заикании недопустимо и вредно!

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал!