Тайцзицюань привлекает многих своей мягкостью, плавностью, загадочностью — этим искусством сегодня занимаются миллионы людей в мире. Для большинства тайцзицюань — способ релаксации, динамической медитации, дыхательной гимнастики, стремление поправить своё здоровье. В медицинских учреждениях он используется в качестве реабилитационной гимнастики. Но изначально тайцзицюань был создан как искусство боя.
Лет 15 назад (статья писалась в 2000-м году) я изучил 108 форм Янши тайцзицюань по книге Р. Хаберзецера «Ушу. Кунфу» и года два делал этот комплекс таолу как утреннюю гимнастику. Но потом сказал себе: «Что же ты делаешь? Это же пустая имитация движений без понимания в чём суть… Тебе есть чем заниматься». И я решил забыть о тайцзицюань и продолжить изучать свой юнчуньцюань.
Но прошло несколько лет и мне посчастливилось повстречаться с потомственным мастером Чин Фансёном, практикующим семейный стиль илицюань. Это внутренний «бесформенный» стиль китайского ушу. Фансён был первым, кто познакомил меня с боевой практикой внутренних стилей. В своё время я много спарринговал по правилами и без, и с радостью встречался с любым противником для, так скажем, обмена опытом. Кто-то был сильнее меня, кто-то быстрее, кому-то от меня доставалось, но примерное взаимодействие с противником было всегда одинаковым.
Чин Фансён предложил: «Попробуй дотронуться до меня». Когда я попытался это сделать, то мои руки всё время проходили мимо его тела, я ощущал проваливание в пустоту и безысходность действий в этой ситуации. Он положил свои руки поверх моих так легко, что я даже этого не ощущал. Мне казалось, что я могу двигаться свободно — тем не менее он имел полный контроль над моими движениями. Вдруг я почувствовал, что у меня как будто кружится голова. Состояние было неприятное, я разорвал контакт и сделал шаг назад — всё было в порядке. Опять скрестил руки с Чин Фансёном и моя голова снова «поплыла». Я спросил у него, что это было. Он ответил, что контролирует мой центр тяжести и микродвижениями не даёт ему вернуться в равновесие, и вестибулярный аппарат реагирует подобным образом. Никакой мистики, всё реально. Мы попробовали поработать ещё, но мастер то не давал мне двигаться, блокируя лёгким касанием мои двигательные центры, то проваливал меня в «пустоту», то отшвыривал прочь как пылинку. Мне нечего было ему противопоставить. Я понял, что с подобного рода искусством ещё не встречался и попросился к нему в ученики.
Стиль илицюань построен на принципах тайцзи и чань (дзэн). «И» означает сознание; «ли» — физическая сила, эффективность; «цюань» — кулак, боевое искусство. Дословно можно перевести как «кулак сознания и силы». Но основной смысл, который основатель илицюань грандмастер Чин Ликюн вкладывал в это название переводится как «Боевое Искусство Осознанности» — сознание распознаёт, а тело соответствует. Тренировка и развитие осознанности и есть основной метод тренировки этого боевого искусства, в котором основа — гармоничное сочетание ментального и физического для боя.
Илицюань строится на следующих принципах: не сопротивление на точке контакта, изменения с изменениями, баланс инь и ян. Для этого необходимо определённым образом выстроить структуру тела, которая в динамическом балансе позволит беспрепятственно циркулировать энергии ци и использовать координирующую силу вращения в трёх измерениях. Также важно удерживать безоценочный ум, который распознавая поток изменений, пребывая в настоящем способствует действиям бойца исходя не из техники и замыслов, а из соответствия текущему моменту, проявляя своевременность и адекватность.
Как рассказал мне патриарх стиля илицюань Чин Ликюн, это искусство родилось из стилей Фэнъян Синъицюань и Жуъйибагуачжан. Это искусство принадлежала народности хакка (кэцзя — весьма закрытый клан в Китае) и носило общее название Люмэньпай. Это общее название для боевых искусств кочевых кланов, которые использовали это искусство для самообороны и для работы по сопровождению и охране торговых караванов.
Первоначально илицюань возник за счёт отбрасывания всего лишнего и оставления «самой сути нэйцзяцюань» — «сути кулака практикующих внутреннее делание», и включало в себя практику чжи–гуань (специфическую медитацию), нэйгун (внутренние наработки «движение–дыхание–внимание»), чаньшоу и няньшоу (парную работу, липкие руки), циньна и саньда (механизмы свободного боя). Но потом, в большей степени для вновь приходящих учеников, был дополнен формальными комплексами, которые являются способами записи и сохранения секретов применения внутренней силы, развиваемой в илицюань. Первый комплекс «21 форма» внешне напоминает комплексы тайцзицюань тем, что это последовательность медленных, плавных и мягких движений. Исполняя это таолу адепт илицюань воплощает фундаментальные концепции и принципы, являющиеся основой теории и философии стиля. Второй комплекс «Худечжан» — «Ладони в форме бабочки» использует наработки комплексов взрывной силы фацзинь и выглядит более динамичным.
Одно из основных мест в практике илицюань занимает парная работа. В основе лежат так называемые «вращающиеся руки» или чаньшоу. Эта практика порождает «силу слушания», «липкость» в точке контакта, контроль движений и психики противника, пониманию и распознаванию иньских и янских сил при взаимодействии с противником. А также уникальный навык обездвиживания противника через точку контакта, который мы называем «замораживанием». При особом способе воздействия на противника, на его двигательные и психические центры, его психика тормозится, и оппонент останавливает свои движения и становится уязвимым. Далее следуют няньшоу — «липкие» руки, циньна, фаньцинна заломы, захваты и противостояние им. В этот раздел входит 4 части:
- Воздействие на мышцы и сухожилия;
- Скручивание суставов и ломание костей;
- Удушающее, нажимающее на болевые точки и проникающее воздействие;
- Воздействие на точки меридианов.
Все эти упражнения помогают приобрести навыки взаимодействия с партнёром и сформировать определённый тип движений и ощущений, который называется «шар тайцзи». Любое воздействие на тело ощущает как бы встречу с шаром и поэтому входящая сила либо поглощается и выбрасывается за счёт сжатия и расширения, либо скатывается по касательной, либо перенаправляется и нейтрализуется. Таким образом эффективность действий противника сильно снижается, и он попадает под контроль и контратаку.
В илицюань отсутствует как таковой арсенал приёмов. Действия и противодействие распознаются непосредственно в момент контакта с противником и в безоценочном суждении, пребывая в настоящем, ваше «тело–шар» само находит и проявляет механизм воздействия на противника без замыслов, размышлений и тактических наработок. Это и является основной особенностью илицюань, именно поэтому он относится к так называемым «бесформенным» стилям. Таким образом основное в практике илицюань — это самопознание и самореализация, которые помогают распознавать текущий момент и действовать исходя из реальности настоящего.
Также илицюань включает в себя комплексы цигун для суставов, для сухожилий, комплексы дыхательных упражнений и комплексы, объединяющие движение, энергию и сознание. Всё это в комплексе с нэйгун, формальными упражнениями и парной работой является мощным средством оздоровления и долголетия.
Учитывая всё выше сказанное становится понятно, что илицюань является искусством комплексного воздействия, поэтому каждый может найти в нём что-то интересное и важное для себя. Кого-то заинтересуют аспекты китайской культуры и традиции, кого-то философия и логичность искусства, основанного на тонком знании человеческой природы. Кого-то оздоровительные аспекты, а кто-то захочет изучать именно боевые и прикладные аспекты илицюань для самозащиты или даже участия в соревнованиях.
Надо сказать, что на сегодняшний день Центральная школа илицюань находится в Москве. Также в Москве действуют несколько филиалов, в которых ведут занятия высококвалифицированные инструкторы. И отделения школы есть во многих городах России: в Санкт-Петербурге и Вологде, в Кирове, Калуге, Рязани, Томске и других. Если вы заинтересовались этим искусством, то можно договориться о проведении семинара в вашем городе и организации постоянно действующей группы.
Илицюань — это капля в океане боевых искусств, но кто знает, может быть именно эта капля поможет утолить жажду знаний тому, кто идёт по пути самосовершенствования.
Александр Скалозуб
Гранд–мастер илицюань, руководитель Центральной школы илицюань, главный инструктор в России и в русскоговорящих странах.
Москва, Россия