Принято считать, что в ХХ веке кинематограф пережил две полноценные революции, связанные с появлением звука и цвета. Последний технический прорыв в сфере кино случился совсем недавно. Фанат 3D-технологий Джеймс Кэмерон срежиссировал в 2009 г. фильм «Аватар», в котором наглядно доказал, что компьютерные спецэффекты могут стать не просто украшением научно-фантастической картины, но и отчасти взять на себя повествовательные функции, благодаря чему зрители едва ли не в буквальном смысле смогли побывать на планете Пандора.
На современном этапе искусство кино Голливуда, продолжает доминировать в мировом кинематографе, оказывая значительное влияние на содержание и технологии киноиндустрии. Голливудские фильмы, особенно те, что содержат спецэффекты, остаются популярными у молодой аудитории, которая ценит их за новизну и легкость восприятия.
Но что способствовало такому буму интереса у современного зрителя?
Прежде всего, стоит начать с того, что кинематографу, как искусству уже не один раз предрекали смерть, как например, с появлением звука в кинокартинах или всплеском популярности телевидения – как бы то ни было, кино до сих пор остается живым способом выражения чувств и мыслей творцов по всему миру. К 1999-му году «Десятой музе» снова пророчили смерть. Этому во многом способствовала проблема Y2K (year 2000), связанная с неготовностью электроники XX-го столетия к переходу в новое тысячелетие, что грозило полным крахом банковских систем и автопилотам самолетов и многому другому. В последние месяцы XX века миллионы американцев верили в то, что их ждет час расплаты – уверенность в этом была такая, что остаток 1990-х они провели в подготовке к катастрофе.
Однако именно в эти года зародились такие компании, как Нетфликс и Амазон, которые в настоящее время являются одними из главных игроков на рынке, полноправно конкурирующие с фильмами крупных студий. Так чем же так примечателен 1999-й год? Дело в том, что приближение миллениума аккумулировало все идеи периода 67-79-х годов и воззвало молодых и опытных режиссеров к новым формам. Так в одном из первых фильмов 99-го года «Ведьма из Блэр: курсовая с того света» зрителям был представлен абсолютно новый жанр мокъюментари (псевдо документальное кино). Снятый в духе Догмы 95 Ларса фон Триера, это абсолютно бюджетное кино, стало одним из хитов проката, открыв новые пути к жанру хоррора.
Каждый режиссер считал своим долгом высказать свою идею, а потому большинство картин того года были продуктами оригинальных сценариев, а продолжения оригинальных франшиз, вроде «Звездных войн» или «Истории Игрушек» составляли лишь малую часть репертуара. Для сравнения через 20 лет на 10 самых кассовых голливудских фильмов, найдется лишь один в основе которого, лежит оригинальный сюжет – хоррор «Мы» Джона Пилла. Объяснить этот эффект можно термином, который предложил звезда таких фильмов как «Догма», «Джей и Молчаливый Боб» Кевин Смит – Мирамаксизация. Этот термин образован от названия студии «Miramax» – студии, которая напоминает нечто вроде современной «A24» эпохи 90-х. Тогдашние продюсеры искали новые формы и подходы к кино, плотно обосновавшись в жанре инди, стараясь каждую свою премьеру превращать в событие мирового масштаба. Другой фактор успеха состоит в том, что ленты выпущенный в тот период, старались соответствовать принципу четвертей, где каждые 25% обозначают определенную группу населения: Мужчины, Женщины, Взрослые, Дети. Фильмы создавались с учетом предпочтений всех этих социальных групп, что позволяло достичь наибольшего интереса и спроса на рынке.
Однако в наше время тенденция сместилась в пользу подростковой и молодежной аудитории до 25-ти лет. С появлением цифровых камер все изменилось. Хоть и кино у обывателя ассоциируется с пленкой, большинство режиссеров уже давно перешли на цифровые камеры, и лишь некоторые избранные авторы, такие как Квентин Тарантино (который вообще считает магию кино возможной только при использовании 35 мм) и Кристофер Нолан.
Этот переход, прежде всего, обусловлен тем, что цифровые камеры гораздо легче, что позволяет уменьшить физическую нагрузку на операторов, параллельно с этим позволяя им достичь большей мобильности и разнообразия ракурсов. Так, например, Стивен Содерберг в своем фильме «Не в себе» использует миниатюрные габариты айфона, чтобы экспериментировать со строением кадра, помещая камеру в верхний угол маленькой комнаты или на край письменного стола.
Никак нельзя представить современный кинематограф без использования компьютерной графики. Важно отметить что, спецэффекты неразрывно связаны с культурой фильмопроизводства. Еще в 1895 году Альфред Кларк в минутной киноленте «Казнь Марии Шотландской» обезглавить свою героиню при помощи монтажной склейки. Потом такие гении, как Жорж Мельес подняли уровень спецэффектов до невиданных ранее высот.
Но даже ему не пришло бы в голову, что позволяют делать современные спецэффекты. Они буквально открывают зрителю новые миры, позволяя рассказывать все более фантасмагорические сюжеты. Кроме того, компьютерная графика также применяется, чтобы скорректировать несовершенную реальность, если, например, подвела погода или сезон года, или сэкономить бюджет, когда нужно забраться на Шпиль Вашингтона. Что уж говорить о CGI – технологии, когда компьютерный образ полностью заменяет живого (или даже мертвого) актера. Так, благодаря этой технологии фанаты «Звездных войн» снова смогли увидеть молодых Кэрри Фишер и Марка Хэмилла в последних проектах франшизы.
Еще одной тенденцией современного кинематографа, как уже было упомянуто ранее, можно назвать переход от оригинального сценария к франшизам по книгам, играм и комиксам. Огромные сборы этих фильмов были обеспечены уже существующей фанатской базой, которая укреплялась и пополнялась с выходом новых фильмов. Так, франшизы-блокбастеры стали локомотивом всей индустрии, а его символом стали кинокомиксы студии Марвел. Фильмы этой студии были объединены общей событийностью, персонажи в них существовали в одной «Киновселенной». Этот образ стал основополагающим в развитии кино последних лет. Каждая крупная студия захотела иметь свою собственную киновселенную, однако повторить успех «чудесной» киностудии не получилось пока ни у кого.
Однако, существует еще один способ призвать людей в кинотеатры – ностальгия. Здесь нужно вновь обратиться к знаменитой франшизе Звездных войн, седьмой эпизод, которой подарил нам в 2015 году новый поджанр – легаси-сиквел. В таких фильмах акцент в истории мягко смещается в сторону новых лиц, а старые знакомые персонажи появляются на экранах, чтобы показать, что зритель наблюдает за продолжением того самого фильма из его детства.
Трудно не согласиться, что современный кинематограф потерял ту оригинальность и изюминку в проектах, присущую ему на заре тысячелетия. Это обусловлено появлением кабельного телевидения и упомянутых ранее стримингов. В нулевые кабельные каналы привлекли взрослую аудиторию целой россыпью разных шоу. Одним из главных конечно можно назвать сериал «Клан Сопрано» – комедийная драма о главе преступной мафии Тони Сопрано. И переманили они не только зрителя. Зачем амбициозному сценаристу писать новую часть «Миссии невыполнима», если можно взяться за глубокий проект для взрослой аудитории. Так, авторское экспериментальное кино двухтысячных со временем перекочевало на стриминги, которые готовы покупать оригинальные идеи у именитых режиссеров, не боясь рисков, поскольку умные алгоритмы сайта порекомендуют к просмотру каждому зрителю именно то, что будет интересно исключительно ему.
Говоря о тенденции развития кинематографа в будущем, можно сказать, что, скорее всего, кинематограф стремится к индивидуальному взаимодействию со зрителем. Современные технологии позволяют зрителю самому принимать решения по поводу продвижения сюжета, поэтому можно сказать в ближайшем будущем мы будем сами выбирать сюжет, персонажей и локацию для фильма, который будет сделан исключительно индивидуально и оригинально под запросы конкретного пользователя. Возможно будущее кинематографа не за франшизами, ностальгией или трехмерной графикой, а в том, чтобы найти новые отношения между фильмом и зрителем. Потому что именно в способности кино переизобретать самого себя и кроется секрет его долголетия. А нам пока остается делать то, что мы любим больше всего – смотреть.
Ерофей Апарин
Студент 2 курса ИКИ МГПУ направления подготовки "Актёрское искусство"