В 1960-х гг. на вооружение Советской Армии принимается новейший революционный танк Т-64, причем военные потребовали, чтобы он остался в весе предыдущего среднего танка Т-55 - 35 тонн.
Это были требования невыполнимые, которые привели к ряду ошибок.
Конструктор Морозов в Харьковском КБ максимально начал ужимать танк, вместо заряжающего создали механизм заряжания, впихнул в машину революционный оппозитный дизель, который доводили годами, пришлось создавать композитную броню, так как повышать вес брони было нельзя, ходовая часть рассчитывалась как раз под 35 тонн.
Танк получился сложный и с капризным двигателем.
На авторитете танкостроителей Харькова Т-64 оставался на конвейере.
Т-64 и его двигатель все его производство старались доводить до приемлемой боевой готовности.
Сначала Т-64А получил 125-мм пушку.
В ходе производства перебирали слои композитной брони верхней лобовой детали и меняли наполнитель башни.
Попытка выпускать сразу на всех танковых заводах СССР Т-64, к счастью, не удалась.
В Ленинграде создали свою ходовую часть под газотурбинный двигатель, танк получил новое название Т-80, он выпускался не только в северной столице, но и в Омске.
На строптивом Уралвагонзаводе от Т-64 осталась чуть ли не одна 125-мм пушка. А танк полностью создавался на уральских наработках, была своя ходовая часть, свой дизель, свой автомат заряжания. Танк получил название Т-72.
Держался Т-64 в производстве за счет дешевизны, по сравнению с Т-80. Т-72 Харькову никто не приказывал выпускать.
В 1970-е гг. Т-64 продолжали модернизировать, появилась возможность пуска противотанковых ракет через ствол пушки. Так появилась модификация Т-64Б.
В 1985 г. на старых Т-64Б появилась 30-мм наварка брони. В том же году машины получили динамическую защиту "Контакт".
В 1987 г. производство Т-64 прекращается в пользу дизельных Т-80УД.
В последней модификации танк далеко ушел от 35 тонн до 42,5 тонн.
Из-за развала СССР в Харькове производство Т-64 возобновят.
Спасибо за прочтение.