Найти тему
Art Review

Рафаэль Санти: Ангел, сотворивший "Сикстинскую Мадонну"

В Страстную Пятницу 1483 года, когда христиане вспоминали распятие Иисуса Христа, в семье художника Джованни Санти родился мальчик. Радостный отец воскликнул: "Назовем его Рафаэлем, как ангела!" Так появился на свет гений, чье имя впоследствии обессмертила "Сикстинская Мадонна" - одно из величайших творений в истории искусства.

Рафаэль рос тихим, задумчивым ребенком с огромными глазами и светлыми волосами. Он был склонен к одиночеству и размышлениям. Мальчик рано лишился родителей - мать умерла, когда ему было 8, а отец - в 11 лет. Однако атмосфера искусства, царившая в доме, и уроки живописи от отца заложили основу будущего таланта Рафаэля.

«Автопортрет» — картина известного художника эпохи Возрождения Рафаэля. Хранится в галерее Уффици.
«Автопортрет» — картина известного художника эпохи Возрождения Рафаэля. Хранится в галерее Уффици.

Юный творец

После смерти родителей Рафаэль переехал в Перуджу к родственникам и поступил в мастерскую Пьетро Перуджино - ведущего художника умбрийской школы. Здесь юный гений впитывал традиции, учился натурным этюдам, композиции и передаче объема. Уже в ранних "Мадоннах" угадывался талант Рафаэля - одухотворенность, гармония красок и тонкий психологизм.

Флорентийские горизонты

В 21 год Рафаэль отправился во Флоренцию - культурную столицу того времени. Он жадно изучал работы Леонардо, Микеланджело, Фра Бартоломео, экспериментировал с новаторскими приемами. Однако вскоре разочаровался - многие флорентийцы лишь копировали старых мастеров. Рафаэль же стремился к оригинальности. Здесь он создал шедевры вроде "Мадонны Конестабиле", в которых угадывался зрелый стиль художника.

Рафаэль Санти создал множество изображений Мадонны за свою жизнь. Вот некоторые из наиболее известных "Мадонн" Рафаэля:
"Сикстинская Мадонна" (1512-1513) - Самая знаменитая работа Рафаэля, алтарный образ для церкви Сан-Систо в Пьяченце. Сейчас находится в Дрезденской картинной галерее.
"Мадонна в зелени" или "Мадонна дель Прато" (1505-1506) - Одна из ранних "Мадонн" Рафаэля, создана в период его обучения у Перуджино.
"Мадонна Конестабиле" (1502-1504) - Написана Рафаэлем во Флоренции, считается одним из шедевров его флорентийского периода.
"Мадонна со щегленком" (1505-1506) - Также относится к флорентийскому периоду творчества художника.
"Малая Ковенантская Мадонна" (1505)
"Мадонна делла Седия" (1514-1517) - Поздняя работа Рафаэля, создана в Риме.
Всего, по разным источникам, Рафаэль написал более 30 вариаций изображения Мадонны с младенцем Христом.

Мы открыли новый, русскоязычный телеграмм канал Арт Обзор. Приходите к нам, будет интересно!

АртОбзор

Рим встречает Рафаэля

В 1508 году Рафаэль получил приглашение в Рим от папы Юлия II. Так начался его расцвет при папском дворе. Художник пользовался расположением понтификов, в том числе Льва X. В Риме Рафаэль создал свой главный шедевр.

"Сикстинская Мадонна": замысел и воплощение

Алтарный образ для церкви Сан-Систо в Пьяченце был заказан Рафаэлю папой Юлием II, чей род вел происхождение от св. Сикста. Возможно, в картине отразились мотивы, связанные со смертью папы в 1513 году - изображение гробовой доски, фигура св. Варвары, встречающей души усопших.
В "Сикстинской Мадонне" Рафаэль воплотил идеалы гармонии, красоты и духовности эпохи Возрождения. Центральная фигура - Дева Мария с младенцем Христом, парящая в окружении ангелов. Ее облик одухотворен, но исполнен человеческих чувств - нежности к сыну и предчувствия его страданий.

-3

Символы и тайны

Шедевр Рафаэля наполнен символизмом. Зеленая завеса - граница между земным и небесным мирами. Фигуры святых Сикста и Варвары связаны с темами смерти и загробной жизни. Выражения лиц Мадонны и Христа передают предчувствие его распятия. Беззаботные ангелочки-путти контрастируют с одухотворенной скорбью и отсылают к античному искусству.

-4

Свет и тень

"Сикстинская Мадонна" поражает виртуозной техникой. Мягкий свет окутывает фигуры, создавая ощущение небесной сцены. Рафаэль был непревзойденным колористом - его цветовая гамма гармонична и естественна. Он мастерски использовал светотень для передачи объема, а каждая линия отточена до совершенства.

-5

Ангелы среди нас

Путти в нижней части - одна из самых узнаваемых деталей шедевра. Их беспечные лица резко контрастируют с одухотворенной скорбью главных персонажей. Возможно, Рафаэль писал их с уличных мальчишек у булочной, вводя в религиозное полотно жизненные, земные образы. Путти олицетворяют вечную юность, радость бытия и связь с античностью.

-6

Гармония на грани

В "Сикстинской Мадонне" Рафаэль достиг вершины гармонии, но в то же время балансировал на грани между прошлым и будущим искусства. Он создал образец классической композиции, но стремился вырваться за рамки условностей своего времени, передать мимолетное видение. В образах Мадонны и Христа художник приблизился к непривычной трагичности. Рафаэль гармонично сочетал христианские и античные мотивы, духовное и телесное начала.

Бессмертие шедевра

Слава "Сикстинской Мадонны" вышла за пределы Пьяченцы и Дрездена, где картина находилась. В XIX веке ее популярность достигла невиданных высот - Гете специально приезжал, чтобы увидеть шедевр. Во время Второй мировой полотно было эвакуировано и спасено советскими солдатами. Сегодня "Мадонна" притягивает взоры миллионов в Дрезденской галерее, а ее образы воспроизводятся в копиях и репродукциях по всему миру.

Рафаэль словно заключил в "Сикстинской Мадонне" разные грани человеческого бытия - от высокого духовного до простой земной радости. Этим шедевром он преодолел границы своей эпохи, создав творение, парящее над веками. Возможно, именно поэтому "Мадонна" так западает в душу современному зрителю - в ней каждый находит что-то близкое, волнующее, вечное.