Найти в Дзене

Как возникает фобия собак у детей?

Оглавление

Дети часто боятся собак, темноты, странных звуков и прочего. Но откуда берутся эти страхи и какова в этом роль взрослых? Об этом мы сейчас и узнаем!

О собаках и людях

У меня есть большая собака. Всё детство я мечтала о собаке, поэтому когда появилась возможность, завела себе суку добермана. Её зовут Ники, и как всякий уважающий себя доберман, она может выглядеть довольно грозно, хотя в целом вполне воспитанная собака. Брала я её для самозащиты, но оказалось, что просто её наличия уже достаточно - никто ко мне ни с какими грязными помыслами теперь не лезет. Выгляжу я как маленькая девочка с большой собакой, что со стороны, наверное, может быть забавным, но тем не менее внушает уважение.

Так или иначе, став счастливой собаковладелицей, я заметила странные моменты в отношении других людей к собакам вообще и к большим в особенности. То, что некоторые взрослые настолько боятся собак, что при виде нас переходят на другую сторону улицы, - это в принципе, понятно, и это их право. Плохо, когда они начинают транслировать свой страх детям.

Стоим мы как-то раз с собакой около собачьей площадки. Собака очень туда хочет, но на площадке грязно, поэтому я её туда не пускаю, и вот мы стоим у двери и грустно смотрим внутрь. Собака, естественно, в наморднике (чтобы не схватила ничего с земли, пока я не смотрю) и на поводке (вокруг слишком много народу, чтобы отпустить её погулять).

По дороге к нам едет на велосипеде девочка лет 8, рядом с ней идёт бабушка. И между ними происходит такой диалог:
Девочка:
- О, собака!
Бабушка:
- Не подходи к ней! Видишь, она в наморднике? Она тебе сейчас нос откусит!
- Да-а?..
- Да, она сейчас нос тебе откусит, и будешь ты без носа ходить!
...
Напоминаю, мы с собакой стоим, повернувшись в другую сторону. Собака девочку увидела, но та ей совершенно безразлична - её больше площадка интересует, на которую она и всё так же грустно и смотрит, только едва ушами шевелит. Её вообще не волнует, кто там мимо проезжает. Более того, она в наморднике - как она физически может кого-то укусить?

Но бабушку всё это не смущает, она так и прошла мимо нас, продолжая доказывать внучке, что если та к нам подойдёт, то собака обязательно ей нос откусит.

И у меня один вопрос - ЗАЧЕМ?

Зачем пугать девочку, зачем развивать в ней страх собак? Чтобы, повзрослев, она от всех собак шарахалась и в панику впадала? Чтобы не чувствовала себя комфортно на улице? Ведь собаки - они везде, сплошь и рядом, постоянно окружают нас, большие и маленькие. Не любить их можно, но бояться их вообще означает постоянно на улице находиться в страхе - ведь никогда не знаешь, когда из-за угла тебе навстречу выскочит очередная псина. Да и в целом бояться собак вредно - они же этот страх чувствуют...

Как родители создают у детей фобию собак

По моим наблюдениям, детей по характеру их отношений к собакам можно разделить на две группы: "Вау, соба-а-ака!" и "Ой-ой, собака!" Первые собак очень любят и интересуются, частенько к ним тянутся и иногда даже просят погладить, и если им разрешить это, то они обязательно собаку осторожно (большая же!) ласкают, рассказывают истории про своих или соседских собак или про то, что хотят щенка, а потом уходят очень довольные. Вторые же при виде собак пугаются, прячутся за родителей, иногда даже начинают плакать. Нейтрального отношения почти не бывает. Ну и собственно, всё это идёт от родителей, так как родители первых на радостные возгласы своих чад обычно так же дружелюбно отвечают чем-то вроде «Да, собачка. Большая, красивая», а родители вторых наоборот резким «Уберите собаку!» Судите сами, кому из этих детей живётся легче и свободнее.

Кстати,
подобное встревоженное «Уберите собаку!» как раз-таки и доказывает ребёнку, что бояться есть чего. Тем самым родители, вроде как стремясь защитить своё дитя, на самом деле оказывают ему медвежью услугу. Для того, чтобы ребёнок перестал бояться чего-либо, надо наоборот предъявлять это почаще, но в разумных пределах, естественно (не надо добиваться истерики), ведя себя очень спокойно и показывая ребёнку, что ничего страшного здесь нет. Вспоминаем обучение через преодоление - и здесь оно тоже есть.

Дети сами по себе собак не боятся. Они вообще почти ничего не боятся, а даже если и опасаются чего-то, то интерес обычно пересиливает страх. Вспомните детёнышей любых живых существ - они обычно очень любопытны, наивны и ещё не пуганы миром. Познавательная активность - необходимое условие развития.

Как формируются страхи


Базовых страхов всего два -
страх потери опоры и страх громких звуков. Даже страх одиночества и потери мамы не сравнится с ними. Все остальные страхи образуются либо на их основе, либо возникают в ходе усвоения жизненного опыта и знаний, как полученных самостоятельно, так и переданных от других людей. При этом причиной для страха может стать вообще казалось бы случайное, малозначительное для окружающих событие. Так, после сказки о том, что к неспящим детям приходят монстрики из-под кровати и утаскивают их к себе, ребёнок может начать бояться темноты. Так что лучше избегать подобных страшилок, даже в воспитательных целях.

Кому интересно, можете почитать об
опытах Джона Уотсона над маленьким Альбертом (например, здесь) - получите хорошее представление о том, как формируются страхи. Там ребёнку искусственно развили фобию белых кроликов, сопровождая их представление страшными громкими звуками. Так что имейте в виду, что когда вы кричите «Уберите собаку!», вы пугаете и своего ребёнка тоже.

Мы вообще не любим, когда на нас кричат, и стараемся этого избегать.

Лично я, например, всё своё детство провела в лесах, лугах и канавах в окружении растений и всякой живности, как Джеральд Даррел, поэтому я не боюсь ни пауков, ни крыс, ни змей. Я просто знаю, что они не опасные, если их не трогать, да и ужастиков про них мне никто не рассказывал. Любовь и искренний интерес ко всему живому мне привиты с детства; я натуралист до мозга костей. Моя мечта - это собрать дома зоопарк =) Тем не менее, пара иррациональных фобий у меня тоже есть - я боюсь опарышей и лосиных мух. В одной из каких-то «распрекрасных» книг из школьной программы (то ли «Овод», то ли «Сын полка» - не помню уже), которую мне как-то читали вслух, было описание мальчика, у которого в ране на голове шевелились черви. Фу, бе, ну и ужас, с тех пор я вообще паразитов не переношу, а опарышей особенно. Я - девочка с хорошим воображением, мне хватило впечатлений. Отдельный вопрос, зачем такие книги детям давать… А лосиных мух я боюсь с тех пор, как неудачно погуляла по лесу и потом с криками вытаскивала их у себя из волос - а они, черти, плоские, цепкие, их с трудом вытащишь и едва ли раздавишь. С того момента их внешний вид и любое копошение на голове вызывает у меня состояние, близкое к истерике. Так что я знаю, откуда у моих страхов ноги растут, пусть я и не могу ими управлять. Подумайте - наверняка у вас тоже есть пара таких историй. Вот и у детей страхи развиваются подобным образом.

Громкий звук как сигнал об опасности

Пока я сидела и писала про страхи, прямо передо мной собака решила покопать ковёр и вдруг заорала. Не завизжала, не заскулила, а именно заорала. От страха и неожиданности я тоже в ступоре заорала, я таких звуков от собаки раньше не слышала. Мой парень не заорал, но подскочил на месте и обернулся. В итоге мы обследовали весь ковёр, так не поняли, что испугало собаку, оставшуюся в целости и сохранности, но все перепугались. Так что резкие громкие звуки - это всегда сигнал опасности. Имейте в виду.


Именно поэтому, когда мы хотим остановить кого-то или привлечь чьё-то внимание, мы кричим. Мы эксплуатируем
ориентировочный рефлекс, заставляющий нас мгновенно реагировать на жизненно важные ситуации. Из-за него мы прекращаем всю текущую деятельность и поворачиваем голову на источник звука. Поэтому, если у нас есть, допустим, мальчик Веня, решивший опрокинуть всё с верхней полки себе на голову, резкое громкое "Нет!" будет гораздо эффективней заискивающего "Веня, не делай так, это опасно!" В первом случае Веня хоть затормозит, дав нам драгоценное время, чтобы подбежать к нему и помочь, а во втором случае он нас просто не услышит. Важно, чтобы окрик был резким, неожиданным и громким. Если мы будем постоянно кричать на Веню, то он к этому адаптируется и перестанет реагировать. Так что используйте этот метод дозированно.

Нейропсихология для всех